Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СПбГУ)» ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ Кафедра философии и культурологии Востока Отзыв научного руководителя о дипломном сочинении Татьяны Алексанлдровны Кочергиной «ОБРАЗ ТАРЫ В ТИБЕТСКОЙ ИКОНОГРАФИИ» по специальности Культурология (033000) – Индийская куль-тура Работа Кочергиной посвящена очень интересной и богатой содержа-нием области. Всесторонняя идеальная подготовка к тому, чтобы заняться ею, потребовала бы как индологической, так и тибетологической и ис¬кусст¬воведческой квалификации, чего ожидать от студентки, заканчи¬вающей бакалавриат, не приходится. Тем не менее автор продемонстри¬ровала умение крепко взяться за тему и вполне дельно ее рассмотреть. Мое об¬щение с нею как руководителя происходило безо всяких шерохо¬ватостей. Было заметно, что Татьяне интересно работать над материалом. И резуль¬тат налицо. Я полагаю, что диплом заслуживает самой высокой оценки. Сразу особо отмечу такие две важные и нетривиальные констата¬ции, сде¬ланные дипломанткой, как а) подчеркивание, что конечная неде¬лимая единица, то есть конкретный образ Тары из числа огромного их бо¬гатства, есть образ, связанный с некоторой садханой (методическим тек¬стом для практики йоги) б) точную формулировку, что мантра выражает звуковой аспкет бытия божества. Композиция прозрачна и удачна: введение, три главы со вторичным чле¬нением на параграфы и заключение. Сделанного во введении и первой главе не слишком пространного об¬зора истории вопроса и значении культа и образа Тары в ваджраяне вполне достаточно. Небольшое замечание к этой части сводится к тому, что по ее прочтении моджет создаться впечатление о меньшей понятно-сти иссле¬дователям и известности Тары в буддийской Индии, чем оказы-вается да¬лее, когда упоминается имя Нагарджуны. Толково подан материал трех главных одиночных типов изображения Тары, а именно Зеленой, Белой и Спасающей от страхов, в разделах II.2 – II.4 Раздел III, посвященный иконографии и смыслу Двадцати Одной Тары, трактует заметно более сложный материал, нежели предыдущие. Я бы сказал, что в дипломе сделан скорее подступ к этой теме, пусть этого и вполне достаточно в свете требований к квалификационной работе. Но далее напрашиваются интригующие меня лично вопросы о комбанато¬рике цветов, о вариантах и инварианте композиции, а также о мере соот¬ветствия двадцати одной мантры действия Тары и двадцати одного образа. Весьма важен и интересен здесь раздел III.2 , где трактуется имеющаяся связь цвета тела богини с конкретизацией ее функций и аспектов. Хотелось бы при условии сохранени интереса Татьяны к теме, в будущем увидеть продолжение, в котором можно было бы рассмотреть также и символику двух сияний – вокруг головы и вокруг тела. В целом удалось сравнение разных иконографичесих традиций сюжата “21 Тары” в разделе III.3 К недочетам отнесу порой, но редко, попадающиеся наивности и следы неопытности. Что касается сносок, где поясняются некоторые понятия, я так и остался в нерешительности, насколько они уместны. Для занятий такою темой знание сведений многих из них предполагается само собою. Если дипломантка стремилась показать читателям, что ей эти термины известны, то, пожалуй, это стремление излишне и выглядит слегка по-ученически. А если ей представлялось, что читатели не обязательно понимают, значение слов бон, самадхи, мантра, то это странно и напрасно. В библиографии на мой взгляд недостает альбома «Иконография Вад¬жраяны» (М., 2003), где в иллюстрациях отличного качества под №№ 224- 238 представлены все главные разновидности облика Тары, которые рассматривает дипломантка: и Зеленая (Шьяма), и Белая (Сита), и избави¬тельница от восьми препятствий, и Двадцать одна Тара. В остальном же библиографии достаточно Работа хорошо оформлена, корректорскому взглядцу зацепиться не за что. Дипломантка продемонстрировала все умения, от нее ожидаемые, а ее сочинение заслуживает самой высокой оценки. 15.05.2017 А.В. Парибок, кандидат филол. наук доцент кафедры Философии и культурологии Востока