Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу студентки четвертого курса дневного отделения кафедры истории народов стран Содружества Независимых Государств Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Полины Анатольевны Пестравской «Детские дневники периода Великой Отечественной войны как исторический источник» Выпускная квалификационная работа П.А. Пестравской посвящена важной теме — детским дневникам периода Великой Отечественной войны. Различные аспекты истории Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) традиционно привлекают внимание исследователей. В советской историографии детально изучался ход военный действий, был собран значительный материал, относившийся к жизни как участников сражений, так и тружеников тыла. В то же время именно события мировой войны вызвали большое количество фальсификаций. В оценке Великой Отечественной войны менялись приоритеты как в научной литературе, так и в художественных произведениях. События стали подаваться линейно, предвзято, без многогранности, которая присутствует в любой жизненной ситуации. Беспристрастная оценка событий военного времени возможна лишь в воспоминаниях очевидцев, самих участников, которые в силу своего возраста, социального положения и прочего пишут о произошедшем с разных сторон, делают это с разной степенью эмоциональности, информированности и т. д. В этой связи выделяются воспоминания детей военного периода. Чтобы помочь современникам составить собственное мнение о событиях Великой Отечественной войны и была написана П.А. Пестравской представленная работа. Выпускная квалификационная работа П.А. Пестравской состоит из введения (в котором обосновывается актуальность, новизна, предмет исследования, объясняются хронологические и территориальные её рамки, присутствует историографический анализ и изложена источниковая база), также двух глав «Мотивы ведения дневников» и «Тематический анализ и сравнение детских дневников военного времени» (в котором на материале двух опубликованных источников — «Детской книга войны — Дневники 1941-1945. (М., 2015) и «Жизнь в оккупации. Пушкин. Гатчина. Эстония. Дневник Люси Хордикайнен. (СПб., 2006) и материалов Личного архив Юлии Александровны Кривулиной (ур. Хордикайнен), С.-Петербург (1922-2012), 504 ед. хр.) проанализирована тематика дневников детей; сопоставлены детские дневники военного времени, авторами которых были Люся Хордикайнен, Галя Зимницкая, Зоя Хабарова, Рома Кравченко-Бережной, Аня Арацкая, Володя Чивилихин и Владик Бердников; произведено сравнение описываемых событий с точки зрения территориального расположения авторов дневников и нахождения немецких захватчиков на территориях Советского Союза; охарактеризована восприимчивость детской памяти к событиям Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.); выяснены индивидуальные особенности восприятия детьми происходивших событий в зависимости от возраста и окружающей среды. В заключении автор пришла к существенным выводам. Выпускная квалификационная работа написала хорошим научным языком, вместе с тем она не лишена публицистичности, которая лучше передаёт события военного времени, увиденные глазами детей и подростков. Необходимо отметить Приложение к работе. Это текст интервью (представляющего большую важность для решения поставленных исследовательских задач) с С.А. Нуриджановой, сестрой Ю.А. Кривулиной, проводившегося 8 декабря 2016 г. в Санкт-Петербурге. Выпускная квалификационная работа П.А. Пестравской соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобным сочинениям, может быть рекомендована к защите и заслуживает самой высокой оценки. Научный руководитель д.и.н., профессор Института истории СПбГУ О.Б. Вахромеева