Отзыв о выпускной квалификационной работе Александры Александровны Башловкиной «Сценография и время (по материалам постановок оперы П.И. Чайковского “Пиковая дама” в России)» Не удивительно, что ВКР А.А. Башловкиной посвящена сценографии, ведь все предыдущие творческие сочинения студентки тоже были написаны о любимом ею виде искусства. Тема исследования в основном была предложена Башловкиной, что существенно, поскольку свидетельствует о потенциале автора. Студентка, правда, согласилась умерить свои аппетиты и ограничиться только российскими постановками, получив взамен «время», как инструмент анализа, и степень свободы, которыми воспользовалась в полной мере. Выбор постановок произведений Башловкиной представляется репрезентативным. Начав с новейших постановок, она спускалась вглубь предмета и достигла начала (первой постановки оперы) в последней главе работы, имея возможность убедительно и ярко продемонстрировать как различные эпохи меняют визуальный образ спектакля и как меняется степень влияния (роль) авторов постановки на суммарный вектор его формообразования. Работа достаточно велика, оригинальна, самостоятельна, создана увлеченным исследователем, опирается на серьезное источниковое основание, знание исторической и современной сценографии, свидетельствует, что студентка овладела навыками научного исследования и его инструментарием. Оригинальная структура ВКР является в данном случае достоинством и результатом поисков наилучшего выстраивания доказательной базы сочинения. Работа представляется состоявшейся, выводы ее — достоверными. Недостатки — некоторая растянутость и формальность введения, вялость историографии, объясняющиеся сложностью создания первого большого текста, не могут, полагаю, повлиять на общую высокую оценку ВКР.