Рецензия к.ф.н., доцента кафедры этики СПбГУ Ларионова И.Ю. на выпускную квалификационную работу Углановой Ирины Михайловны «Детство: философско-антропологическое исследование» Философский анализ детства, несомненно, остается актуальным. Понимание того, что есть детство, неотъемлемо связано с вопросом, что такое человек. Представленная И.М. Углановой выпускная квалификационная работа содержательно полностью соответствует заявленной теме. Работа имеет широкий и одновременно фундаментальный характер: заявленная тема рассматривается в самых разных аспектах, учтен разнообразный материал. С формальной точки зрения, она написана по продуманному плану. И.М. Угланова показывает хорошее знание материала. Однако стоит отметить, что структура текста мозаичная, не до конца продуманная. Учитывая обобщающий характер формулировки темы, можно предложить еще много сюжетов для исследования, которые могли бы войти в работу. Автор не оговаривает, почему из всего множества проблем она выбирает именно эти. Так, тема воспитания появляется в работе вполне закономерно, однако во второй половине явно начинает доминировать, заслоняя другие, не менее важные аспекты. Части о ШКИДе вообще выглядят как отдельный текст, введенный в работу, со своей отдельной проблематикой - воспитания, не сопровожденной анализом самого детства. Однако указанные обстоятельства свидетельствуют, помимо прочего, о самостоятельном характере работы. Вместе с тем, нужно отметить объективизм, достаточно строгий отстраненный подход автора к теме. Так, И.М. Угланова уделяет внимание существующим предрассудкам и показывает их функцию в тривиальных рассуждениях о детстве. Она также показывает специфические различия в восприятии детства в разные эпохи и в различных культурах. Автор способен систематизировать теоретический и практический материал по избранной теме. Так, попытка применение концепции М.Фуко для описания дисциплинарных методов работы с детьми в интернате (параграф 4.2) очень плодотворно. Остается сожалеть, что она не доведена автором до конца. Интересным также является обращение к опыту воспитательных учреждений первых лет советской власти (ШКИД), а также к такой педагогической литературе, как Я.Корчак. В данной работе студентом продемонстрировано знание обязательной литературы по данной теме, обнаружен аналитический подход в освещении важнейших концепций в области концептуализации феномена детства. И.М. Угланова дает не пересказ, а именно анализ тех авторов, к которым она обращается. Из важнейших содержательных недостатков: автор оказался захваченным материалом настолько, что, фактически, не поставил специфически теоретико-философских задач. Не везде в конце глав и параграфов сформулированы выводы, так что остаются непонятными результаты отдельных частей работы. 2 и 3 главы вообще лишены деления на параграфы, что, в частности, не позволяет определить, каковы их итоги. Есть и отдельные мелкие недочеты. В 3 главе И.М. Угланова утверждает, что «Лоуренс Кольберг предлагает шесть стадий морального развития», в то время как у данного автора их выделяется 7. Обзор рассуждений Дональда Вудса Винникотта в той же главе совершенно лишено ссылок на какие-либо источники. Наибольшим формальным недостатком является стилистика работы, со множеством неудачных выражений, граничащих с речевыми ошибками. Так, цель работы И.М. Угланова определяет как «составление образа детства с опорой на различные направления науки и общественной деятельности, а также исследования и произведения, которые демонстрируют те устоявшиеся представления, которые составляют собой сам этот образ». Или такие выражения: «упоминая имя Франсуазы Дольто сразу оформляется еще один важный контекст» (везде в приведенных цитатах сохранена авторская пунктуация) или «ребенок проектирует свои чувства в мать». К сожалению, такие примеры можно умножить. Иногда неудачное построение фразы приводит к возникновению смысла, содержащего фактические ошибки: «Мальчик это будущий рабочий, это продолжение рода – таким образом его рождение становилось особым событием для клана». В итоге, рецензируемая работа И.М. Углановой «Детство: философско-антропологическое исследование», несмотря на указанные недочеты, заслуживает оценки «отлично», так как соответствует основным требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе по направлению 030100 «Философия», обнаруживает глубокое знание профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий, а выдвигаемые автором положения обоснованы, приведены убедительные примеры, в завершении работы сформулированы содержательные выводы. к.филос.н., доц.каф. этики СПбГУ И.Ю. Ларионов