Отзыв Научного руководителя на выпускную квалификационную работу Делиевой Т.А. Неклассическая эпистемология вещи как метафизический проект. Актуальным контекстом данной работы выступают так называемые материальный, прагматический, лингвистический повороты, которые при определении характеристик дискурса о сущем в целом могут быть охвачены общим понятием «неклассическая эпистемология». Общим местом этих поворотов оказывается задача выравнивания классических иерархий между субъектом и объектом, людьми и не-человеками, общественным и природным, по высказыванию Б. Латура – «засыпание между ними рвов», а не постройка мостов, подозрительность и разоблачение властных претензий человека познающего. Этими задачами неклассической эпистемологии определяются современные философские исследования и научные рефлексии относительно такого неоднозначного концепта как «вещь». Этот концепт в контексте трансцендентального поворота поздней схоластики, делающей предметом метафизики познаваемое сущее, заслоняется и подменяется понятиями «предмета» или «объекта», содержательно истолкованными всегда в их не самостоятельности, а лишь «брошенности перед» исследующим взором субъекта. Новая метафизика – возможность говорить о сущем в целом, принимая во внимание бытие именно вещи – задача таких актуальных философских движений как объект ориентированная онтология (Г. Харман), спекулятивный реализм (К. Мейясу), историческая эпистемология (Х.Й Райнбергер, Б. Латур Л. Дастон). Работа над реабилитацией вещи, описание истории ее вытеснения и моментов ее прорыва к очевидности, оказывающаяся в фокусе внимания современных философов, эпистемологов, социологов («Реабилитация вещи» А.П. Огурцова и С.С. Неретиной, Социология вещей под редакцией В. Вахштайна. «Вопрос о вещи» В. Подороги), - все еще открытый проект. Исследование же Татьяны Алексеевны вносит в него серьезный вклад. Из достоинств работы следует отметить следующее – логичную структуру, схватывающую движение мысли от истории вытеснения вещи через определение необходимости ее припоминания к жестам ее реабилитации. В этой структуре отражены как разворачивание темы, так и обоснование ввода – возможности прочтения современных социальных исследований как метафизического проекта. Следует подчеркнуть еще одно значение данной работы – акцент на выявлении возможностей общего дела современных наук (в лице социологии) и философии, причем дела не позитивистским, но метафизическим образом ориентированного. Также нельзя не отметить значимое для данной темы, да и для современной эпистемологии вообще пересечение дискурсов философии науки и искусства, в разных смыслах упускающих вещь или внимательных к ее собственной речи. Эти пересечения пронизывают весь текст и делают его не только содержательным, но стилистически изысканным. Научная работа, не утрачивая статуса академичности, приобретает черты литературного текста, доставляющего читателю истинное философское наслаждение. Полагаю, что тема данной работы раскрыта полностью, насколько это позволяют объемы бакалаврского исследования, использована современная литература по теме. На мой взгляд, разработка данной темы в отечественной эпистемологии имеет серьезные перспективы. В этом контексте исследование Татьяны Алексеевны «Неклассическая эпистемологии вещи как метафизический проект» заслуживает самой высокой положительной оценки. 18.05. 2017 Л.В. Шиповалова