РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Беляева В. В. «Русско-германское пограничье как пространство межкультурной коммуникации в новейшее время» по направлению 033000 «Культурология» Выпускная квалификационная работа В.В. Беляева посвящена межкультурному взаимодействию СССР и Германии в период 1930 – 1980-х гг. В качестве ключевого термина работы автор использует понятие «культурный ландшафт» - образ государства, который возникает при взаимодействии культурных, политических и идеологических факторов. Данная тема нам представляется актуальной, поскольку взаимоотношения двух блоков тоталитарных государств невозможно без обращения к культурологическому анализу. Автор основывает свою работу на новейших публикациях российских философов и историков. Также присутствует и целый ряд источников на немецком языке, что следует особо отметить. Автор ВКР отмечает, что в условиях ХХ в. формируется мифологическое представление о культуре и географии ландшафта, когда на первый план выходят не объективные факторы, а идеологически окрашенные образы. Автор исследует культурный ландшафт Европы в эпохи Второй мировой войны и холодной войны. В работе доказывается, что культурный ландшафт творится, прежде всего, идеологией, а затем доводится до однородного состояния. Как в Германском рейхе, так и в социалистическом блоке значительное внимание уделяется созданию однородной среды обитания, вплоть до искоренения местных особенностей региона (а порой и целой страны). Тем самым, тоталитарная власть не только творит собственный культурный ландшафт, но также выводит образ Другого, который идеология окрашивает в резко негативные тона. Тоталитарный культурный ландшафт неотделим от муссирования идеи собственного процветания и апокалипсических бедствий за его пределами. ВКР В.В. Беляева показалась мне интересной ввиду попытки реконструировать мифологию, которая стоит за идеологическими и культурными представлениями. На самом деле, мифологическая география довольно архаична и характерна для Древнего мира. К примеру, Павсаний в своем «Описании Эллады» свободно сочетает как заметки о реальной местности, так и мифологические сюжеты. Для него это не в коем случае не научная география и мифология, а так называемая мифологическая география, когда особенности места и мифа неразрывно слиты в народном сознании. Судя по идеям, высказанным в ВКР, в условиях тоталитарных режимов ХХ в. была предпринята попытка построения именно мифологического представления о культурном ландшафте. Работа написана четким и внятным языком. Все положения аргументированы, грамотно подкреплены цитатами из литературы. Структура работы отражает ее содержание, равно как и список литературы. В целом, можно заключить, что поставленные цели и задачи ВКР успешно реализованы. Тем не менее, работа не свободна от некоторых недостатков. Хотелось бы увидеть более углубленное рассмотрение мифологического компонента культурного ландшафта (пункт 4 Задач исследования). Также не до конца раскрыто, какими «методами исследования культурного ландшафта» (с. 4) пользуется автор ВКР. На с. 31 присутствует выражение: «Пространство распространения власти», которое никак не раскрывается. Что это: термин или просто выражение? Указанные недостатки не снижают положительного мнения о проделанной работе. На основании вышесказанного рекомендую Комиссии оценить ВКР Беляева В.В. «Русско-германское пограничье как пространство межкультурной коммуникации в новейшее время» оценкой «отлично». д.ф.н., проф. Санкт-Петербургского Государственного университета Никоненко С.В.