ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ) ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу студентки 6 курса очного отделения Дегтяревой Анастасии Станиславовны Тема: ОБРАЗ Я И ОБРАЗ СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СОЦИАЛЬНОЙ ГОСТИНИЦЕ Выпускная квалификационная работа Анастасии Дегтяревой Станиславовны посвящена актуальной теме - исследование особенностей формирования личности в подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Автор исследовала особенности формирования Образа Я и представлений о своей будущей жизни у подростков, проживающих в условиях социальной гостиницы. Злободневность стоящей задачи подтверждена необходимостью создания подобных учреждений, где подростки могут находиться в течение продолжительного времени, продолжая обучение в школе или колледже. Однако существенных научных исследований этой категории подростков недостаточно. Этот факт подтверждает новизну и актуальность выбранной автором темы. Подростковый период известен как один из самых драматичных жизненных периодов, когда человек должен решать принципиально важные жизненные задачи. Важнейшими задачами этого возраста являются становление самосознаия, чувство собственной взрослости (может быть пока не всегда устойчивое), представление о жизненной перспективе. Для подростков лишенных поддержки семьи это может стать непреодолимо сложными задачами. Дегтярева Анастасия начала работу над выбранной темой 2 года назад и уже в самом начале работы точно определила существенные для изучения психологические феномены: «Образ Я», представление о взаимодействии с родителями, временной перспективе. Ею тщательно изучены и проанализированы теоретические подходы к изучению этих феноменов, что позволило поставить цели и задачи исследования, сформулировать гипотезы. Теоретическое изучение темы позволило автору сделать целенаправленный выбор методов исследования. На первом этапе работы она познакомилась с реальностью жизни подростков в социальной гостинице, при выборе методов исследования ее были учтены возможные сложности работы с подростками этой категории. Учитывая их, Анастасия Дегтярева включила в исследование клиническую беседу и выбрала как формат индивидуальную работу с каждым участником исследования. Организационные трудности не позволили привлечь к исследованию большое число участников (15 человек). Основными сложностями реализации исследовательского проекта были: • Организационные трудности контакта с подростками, в условиях социальной гостиницы: небольшое количество организация существующих в режиме социальной гостиницы, сменяемость контингента, • Необходимость индивидуального подхода, • Требование участия в исследовании подростков с нормальным уровнем интеллекта Дегтярева Анастасия планомерно работала над изучением заявленной темы, что позволило ей преодолеть эти сложности. Индивидуальная работа с каждым участником исследования позволила ей вникнуть в их личные истории. Рассказ о них подчеркивает гуманистический подход автора. Анастасия Дегтярева поставила перед собой сложную исследовательскую задачу. Ее сложность связана с многомерностью исследуемого феномена становления личности подростка в сложной жизненной ситуации, с необходимостью установить личный контакт подростками. Можно сказать, что решив начать изучение такой темы, она проявила исследовательскую смелость. В процессе проведения исследования Дегтярева А.С. проявила самостоятельность на всех его этапах, начиная с выбора темы и постановки цели, подбора адекватных методов исследования и заканчивая обработкой и осмыслением полученных результатов. Полученные данные детально проанализированы и осмыслены. На протяжении всей исследовательской работы Анастасия Дегтярева проявила себя как трудолюбивый, ответственный исследователь. Работа потребовала значительных временных затрат. Автор самостоятельно справилась с анализом и систематизацией полученных данных. Выпускная квалификационная работа Дегтяревой А.С. отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и открывает пути дальнейшего исследования. Старший преподаватель кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций 27 мая 2017 года /Лебедева Е.И./