Отзыв на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Каминской Екатерины Игоревны по теме «Декоративные особенности фарфора эпохи Канси и его влияние на развитие европейского прикладного искусства конца XVII – первой половины XVIII столетия» Представленная выпускная квалификационная работа посвящена изучению китайского фарфора эпохи Канси. Творческие эксперименты с глиной и глазурями, декоративными мотивами и сюжетами, обусловленные поиском новых путей развития собственного художественного языка, а также соприкосновением с европейской культурой, во многом определили будущие формы и художественную образность не только китайского фарфора рубежа XVII и XVIII столетий, но сыграли важную роль в формировании стилистики шинуазри в Европе. Переход от абсолютного искусства к экспортным линиям способствовал развитию особого художественного языка мастеров фарфора времени Канси. В этой связи представляется, что выбранная тема в полной мере отвечает требованиям актуальности, так как потенциально раскрывает возможности критического рассмотрения наследия китайских мастеров, принимая во внимание их прикладную практику особого периода, который редко являлся предметом обособленного изучения. Отметим, что работа над текстом данной ВКР носила регулярный характер. В процессе подготовки исследования дипломант проявил большой интерес к поиску научной литературы, связанной с предметом изучения. Среди трудов, к которым обратилась Ек.Каминская, нашли место как работы признанных отечественных ученых, так и широкий круг зарубежных и аутентичных китайских исследований, позволивший взглянуть на изделия фарфоровой керамики Китая в контексте классических европейских научных подходов, и в особом ключе китайской научной традиции. Несмотря на сдержанную структуру работы, а также концентрацию внимания в первую очередь на семантические аспекты художественных решений китайских изделий, фактологическое наполнение текста и логика повествования в полной мере отвечают поставленным задачам. Подход, выбранный дипломантом, оправдан, так как позволяет показать широкое разнообразие творческих приемов и эстетических качеств изделий, а также принципиальную разность интерпретации и философского осмысления в работах для внутреннего рынка и экспортных линий. Среди достоинств работы также можно отметить характерную черту дипломанта, а именно стремление рассмотреть предмет своего исследования на широком историко-культурном фоне и обратиться к подлинному пониманию роли керамики и глины, как материала обладающего особым духовным содержанием в восточной культуре. Тем не менее, работа не избежала отдельных недостатков. Так представленное исследование в меньшей степени обращено к компаративному анализу выявленных декоративных черт и особенностей, в том числе стилевых, художественного почерка мастеров на примере рассматриваемых памятников искусства. Представляется, что подобное сравнение отдельных примеров, а также китайских оригиналов и их подражателей в Европе могло позволить выявить определяющую роль наиболее востребованных декоративных решений Канси в европейском прикладном искусстве. Подобный ракурс также потенциально мог подчеркнуть и роль китайского фарфора этого периода в эволюции художественной образности, понимании линии, формы и цвета в декоративных приемах Европы. Подводя итог, следует заключить, что представленный текст носит полностью завершенный характер. Выводы, к которым приходит автор в результате исследования, в полной мере отражают проблематику обозначенную в задачах. Фактологическое наполнение, выборка предметного ряда, и аналитический обзор говорит о формировании профессиональных качеств дипломанта. Данную выпускную квалификационную работу возможно рекомендовать к защите Кандидат искусствоведения, Старший преподаватель кафедры истории западноевропейского искусства « ____» _____________ 2017 г. _____________________ А.С. Ярмош