РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Сорокиной Арины Олеговны по теме: «Феномен политической субъективации в современном кинематографе» Данная работа посвящена одной из самых популярных тем в философии последних десятилетий – «производству» субъективности, но особенность работы заключается в том, что различные аспекты современных процессов субъективации рассматриваются с точки зрения их представленности в киноискусстве. Тем самым, автор присоединяется к влиятельной традиции в современной мысли, усматривающей в тех феноменах, которые относятся, казалось бы, только к сфере искусства и эстетического, «узел противоречий и смешений, составляющих саму суть современности» (Ж.Рансьер), так что опыт искусства сегодня «конденсирует в себе, представляет, предвосхищает… те изменения, которые происходят и которые должны произойти в совокупной коллективной культуре» (Дж.Ваттимо). Этой же позиции придерживается и А.О.Сорокина: способы и формы становления субъекта – это важнейшая тема («жест», в терминологии автора) современной культуры, поскольку после «смерти Бога» и человек поставлен под вопрос, который становится все более актуальным, а «кинематограф работает с жестами современности, используя их, тем самым и производит их регистрацию» (с. 3-4). Кино говорит о современности, а философия о кино – как писал еще Адорно, философия нуждается в искусстве, которое нуждается в философии. С тех пор, эта тенденция к взаимопроникновению искусства и мысли стала только сильнее: художественная практика становится все рефлексивнее, а философия все больше уделяет внимание художественному (в данном случае – кинематографическому) опыту как сфере наиболее полно раскрывающей имплицитные условия современной жизни. Искусство, очевидно, является сферой одновременно и отражения, и сопротивления, созидания. Ф.Гваттари (жена которого, кстати, была режиссером) в своих поздних размышлениях о связи кино и производства субъективности, говорил, в частности, что искусство является средством сопротивления капиталистическому производству субъективности, «свободной зоной», чрезвычайно важной для сингуляризации. Эта тема – колебание между «несобственным» и «собственным», отчуждением и освобождением - также нашла отражение в квалификационной работе. Собственно, так построен сюжет работы – отображение механизмов конструирования субъекта в идеологическом пространстве в киноопыте само обладает эмансипирующей силой: «используя все многообразие приемов, кинематограф демонстрирует жест эпохи, которая постоянно ускользает и утекает, регистрирует границы, которые всегда уже стремятся расшириться» (с. 65). Содержание работы А.О.Сорокиной. полностью соответствует заявленной теме. В четырех главах последовательно раскрывается воплощение «жестов» современной политической (поскольку этот процесс всегда связан с властью, в фуколдианском смысле – с использованием силы, оказанием влиянии, давления, формирования и т.п.) субъективации в произведениях киноскусства. Тема, заявленная в названии работы, в целом, раскрыта. Ключевые для производства субъективности механизмы власти проанализированы автором на материале кинематографа, при этом соблюдена удачная пропорция между широкой теоретической рефлексией и конкретными кинематографическими примерами и разборами. Структура выпускной квалификационной работы представляется вполне логичной. Выше уже отмечалось, что простроена она в соответствие с движением от отчуждающих механизмов власти к обнаружению возможности изменчивости и многообразия средствами кино. Тема ВКР относится к числу остро-актуальных как в теоретическом смысле – начиная с постструктуралистов философия пытается описать субъекта не как субстанцию или экзистенцию, а как результат осущестсвления различного рода практик подчинения или освобождения – так и в практическом смысле – ведь речь идет о подчинении или освобождении нас самих. А об актуальности встречи философии и художественного опыта уже сказано выше. Работа написана на материале современной философии и охватывает большой круг авторов, главными из которых являются Дж.Агамбен, Ж.Делез, Г.Дебор, Л.Альтюссер, М.Фуко. Конечно, любой список литературы всегда может быть расширен, но в целом работа оставляет впечатление свободного владения широким концептуальным репертуаром современной философии и большой эрудиции и, что главное, зрительской увлеченности в области кино. В заключении работы вполне внятно и развернуто раскрываются результаты и выводы проделанного исследования. К недостаткам работы можно отнести, как это часто бывает, нехватку дистанции по отношению к используемому концептуальному инструментарию. Автор, видимо, сжился с любимыми теориями, но в квалификационной работе неплохо было бы пояснять вводимые термины, если они не относятся к области самоочевидного. Так, уже на первой странице автор пишет: «Элементом кинематографа является жест». Далее, этот тезис никак не раскрывается – что такое жест, и почему кинематограф складывается из жестов? Слово «жест» многократно появляется на страницах работы, то есть относится к числу важнейших понятий используемых автором. Такие моменты, безусловно, нуждаются в более развернутом разъяснении. О достоинствах же работы А.О.Сорокиной уже было сказано – свободное ориентирование в актуальной философской мысли, широкая эрудиция – как теоретическая, так и кинематографическая, явная увлеченность своей темой. В целом, это вполне состоявшееся и оригинальное философское исследование. 17.05.2017 Сидоров А.М.