РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Томашевской Екатерины Александровны по теме «Поэтика драмы Юрия Олеши «Заговор чувств»» на соискание степени бакалавра филологии Выпускная квалификационная работа Е.А. Томашевской представляет собой целостный анализ пьесы Ю.К. Олеши «Заговор чувств», написанной по его роману «Зависть». Содержание работы полностью соответствует заявленной в названии теме. Томашевская демонстрирует основательное знание литературы о творчестве Олеши: исследований М.О. Чудаковой, В.О. Перцова, А. Белинкова, В.Гудковой, ставших классическими, и новейших публикаций (Вл. Варна и др.), использует научный аппарат современного комментированного издания Ю. Олеши «Зависть. Заговор чувств. Строгий Юноша», подготовленного Н.А. Гуськовым и А.В. Кокориным. Продуманная и логичная структура дипломного сочинения способствует последовательному раскрытию темы: работа состоит из шести глав, Введения, Заключения и Списка использованной литературы. В главе первой «Прижизненная критика и проблема изучения «Заговора чувств»» Томашевская обращается к материалу дискуссий о постановке 1929 г. (Театр им. Е.Б. Вахтангова, ленинградский БДТ): ею производится подробный аналитический обзор критических отзывов (Н.Я. Берковского, А.В. Луначарского, А.И. Пиотровского, Д.Л. Тальников, Вяч. Полонского, В.Я. Кирпотина), привлекается и авторецензия Олеши на пьесу. Уделено также внимание статьям об Олеше А. Гурвича и Ю. Юзовского середины 1930-х гг. Отметим как безусловное достоинство данной главы — стремление ее автора осмыслить литературную и театральную критику в контексте историко-культурных процессов конца 1920-х — середины 1930-х гг.. Глава вторая («Время, пространство и предметный мир драмы») становится необходимой ступенью для дальнейшего анализа, в ней отмечаются такие важные черты художественной системы пьесы, как «построение карнавального хронотопа» (стр. 22), роль «расположени<я> предметов и персонажей в сценах» для передачи «внутренн<ей> жизн<и> героев...» (стр. 22). В главе третьей («Предметный уровень») Томашевская сопоставляет высказанные Олешей в разные годы суждения о драматургическом способе изображения характера персонажей через предметный мир, способах типизации; анализирует особенности воплощения персонажей, посвятив отдельные параграфы трем персонажам: Николаю Кавалерову, Ивану Бабичеву, Андрею Бабичеву). Завершением главы становится вывод о том, что в основе системы персонажей лежит принцип двойственности, при этом Томашевская справедливо отмечает, что «черты различных амплуа, которые, будучи даны иронично, усиливают гротеск и вносят черты карнавальности» (стр. 41). В четвертой главе («Основные мотивы драмы») рассмотрены мотивы: заговора, безумия, пьянства, сна, ревности, убийства, изобретательства. Дипломантка указывает на их истоки в литературе романтизма. В следующей главе («Особенности композиции») Томашевская, используя систему анализа и условных обозначений, предложенную В.М. Волькенштейном в книге «Драматургия», производит исследование системы «противостояний» персонажей в важнейших сценах пьесы. Обращение автора ВКР к теории Волькенштейна о поединке как основе действия в драме представляется вполне обоснованным, анализ отдельных сцен пьесы — убедительным. Глава шестая («Жанровая специфика пьесы «Заговор чувств»») посвящена проблеме определения жанра пьесы. Томашевская приводит суждения П. Новицкого, В. Волькенштейна, А. Попова о жанровой принадлежности пьесы, указывает на значимость для Олеши иронии. «Список использованной литературы» включает в себя 159 позиций (в том числе 3 иностранных источника) и разделен на 9 параграфов. Полагаем, что такая дробность (свидетельствующая о склонности Томашевской к систематизации) все же излишня. Так статья постановщика пьесы в ленинградском БДТ К.К. Тверского помещена .в раздел «Прочие ресурсы», хотя допустимо, вероятно, было включить ее в раздел «Критические работы». Выскажем и другие незначительные замечания : 1. Некоторые стилистические огрехи. 2. Не всегда правильно оформлены сноски на повторный источник (стр.4). Данные замечания не снижают общего хорошего впечатления о работе. Ее автора отличает филологическая культура, интерес к теме, умение рассуждать, ясность мысли. Сочинение Е. Томашевской соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам на степень бакалавра филологии, и заслуживает высокой оценки. Рецензент к.филол.н. Ю.М. Валиева , доцент кафедры Истории русской литературы