РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Болтовой Софии Алексеевны на тему «Реплики в сторону Ф.Андервуда в сериале «Карточный домик»: структурный и прагматический аспекты» Выпускная квалификационная работа Софии Алексеевны Болтовой является самостоятельным исследованием, выполненным в русле современной прагма-дискурсивной парадигмы. Обращение к анализу различных аспектов функционирования поликодового текста, в частности, кинотекста в настоящее время является актуальным направлением лингвистических исследований. Новизна работы не вызывает сомнения и определяется, в первую очередь, тем, что впервые проведено комплексное лингвистическое исследование такого явления как «реплика в сторону» с учетом его стилистических и прагма-дискурсивных характеристик. Содержание работы соответствует заявленной в названии теме, которую можно считать полностью раскрытой. Основную цель своей работы София Алексеевна видит в выявлении и анализе основных стилистических особенностей и прагматических функций «реплик в сторону», используемых в сериале «Карточный домик» Ф.Андервудом. Выпускная квалификационная работа имеет четкую структуру, которая обоснована сформулированными во введении задачами. Работа общим объемом 72 страницы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы (30 наименований, из которых 6- на английском языке), списка словарей (13 наименований) и приложения. Автор работы использует достаточное количество современных теоретических источников. В первой главе «Структурный аспект изучения реплик в сторону» София Алексеевна анализирует теоретические основы понятий «реплика» и «реплика в сторону», выявляет их общие и отличительные черты и описывает различные способы маркирования «реплик в сторону», которые используется в сериале «Карточный домик». Автор работы подробно анализирует языковые средства выражения «реплик в сторону», которые получили объективацию в исследуемом кинотексте. София Алексеевна фокусирует свое внимание на таких стилистических приемах как метафора, риторический вопрос и сравнение. Подробный, тщательно проведенный анализ практического материала позволяет исследователю прийти к аргументированным и убедительным выводам. Вторая глава «Прагматический аспект изучения «реплик в сторону»» посвящена исследованию функций, которые выполняют «реплики в сторону» в кинотексте, среди которых автор выделяет дидактическую, характерологическую и манипулятивную и представляет теоретическое обоснование данной классификации. Проявляя себя как вдумчивый и добросовестный исследователь, София Алексеевна детально анализирует данные функции, выявляя специфику их реализации в исследуемом кинотексте и приходит к значимым результатам. Выпускная квалификационная работа Софии Алексеевны Болтовой читается с большим интересом, отличается логичностью построения, глубиной проведенного комплексного анализа, а поставленные в ней задачи можно считать полностью выполненными. Вместе с тем при чтении работы возникает ряд замечаний и вопросов: 1. Не могла бы София Алексеевна более четко сформулировать определение понятия «манипуляция». В контексте работы автор использует этот термин, говоря о воздействии на зрителя, на его эмоциональное состояние (стр. 47, 51). Как известно, по мнению многих ученых, манипуляция предполагает внедрение в психику адресата идей, отличных от тех, которые имеются у него в данный момент. Какое именно воздействие рассматривается автором работы как манипуляция? 2. При анализе стилистических средств автор работы указывает на превалирование лексических единиц с отрицательной семантикой. Чем это можно объяснить, учитывая тот факт, что автор «реплик в сторону» в ряде случаев хочет произвести впечатление на зрителя и, видимо, охарактеризовать себя с положительной стороны? 3. Выделяя две группы сравнений, а именно, сравнения, с помощью которых Андервуд даёт характеристику другим людям (1группа) и сравнения, которые характеризуют его самого (2 группа), София Алексеевна анализирует один и том же пример (I have always loathed the necessity of sleep. Like death, it puts the most powerful men on their backs), присваивая ему при этом разный порядковый номер (c. 30-31). Чем это обусловлено? 4. На стр. 39 автор призывает обратиться к примерам 12 и 13. Однако, согласно приложению, это один и тот же пример. Вместе с тем, судя по анализу фактического материала, они разные. Возникшие замечания и вопросы не влияют на благоприятное впечатление от работы. Работа не содержит неправомерных заимствований. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что выпускная квалификационная работа Болтовой Софии Алексеевны «Реплики в сторону Ф.Андервуда в сериале «Карточный домик»: структурный и прагматический аспекты» представляет собой глубокое лингвистическое исследование и отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, а ее автор заслуживает присуждения искомой степени бакалавра лингвистики. К.ф.н., доцент Петухова Т.И. 29. 05. 2017