Рецензия на выпускную квалификационную работу Мусиной Дарьи Сергеевны «Декоративная композиция в технике «горячая эмаль» Художественно-творческая часть выпускной квалификационной работы Мусиной Д.С. является интересным примером синтеза утилитарного и декоративного предмета – «панно» и «вывеска». Тема театра, выбранная дипломником, форма и функция панно в итоге конкретизированы и посвящены «Театру-студии СПбГУ». Очень важным является тот факт, что Дарья Сергеевна обратилась не к «условному театру», а попыталась создать декоративное произведение для университета. В своей теоретической части ВКР дипломник подробно описывает большую и интересную историю возникновения и развития театра, превратившегося из «кружка любителей драматического искусства» в «Театр-студию» со своим «зрительным залом на 80 мест», но – без логотипа и специальной рекламной «вывески». Интересным и важным, для понимания сути художественной задачи, поставленной дипломником и его руководителем – Дьяковым И.В., стал разговор-интервью, проведённый Дарьей Сергеевной с художественным руководителем, режиссером Театра-студии СПбГУ Маргаритой Николаевной Дульченко. Слова художественного руководителя театра, доказывают актуальность, созданной дипломником, работы: «Конечно, яркая и необычная вывеска привлечет внимание студентов, настроит их на творческий лад. Приятно, что в СПбГУ много неравнодушных к театральному искусству студентов». Прежде чем перейти к анализу самого декоративного произведения, хочется отметить ещё один раздел теоретической работы, в котором Дарья Сергеевна внимательно рассматривает ведущих персонажей итальянской комедии «Дель-арте» - Пьеро и Арлекино, их психологические характеры и сложившийся художественный театральный образ. Так же, важным для понимания темы и создания авторского панно, стал анализ произведений великих мастеров прошлого (Антуан Ватто, Пабло Пикассо, Поль Сезанн, Константин Сомов, Василий Шухаев, Александр Яковлев), обращавшихся в своём творчестве к образу итальянских комедиантов. Созданию декоративного произведения в материале, предшествовала большая предварительная работа, что показывает нам богатый и интересный эскизный ряд, представленный дипломником. Линейные и колористические эскизы демонстрируют весь профессиональный путь автора, а визуализация театрального пространства, с включением «вывески», доказывает правомерность выбранного дипломником и его руководителем, художественно-технологического маршрута. Произведение выполнено в технике горячей эмали. В своей дипломной работе Дарья Сергеевна совместила технику живописной и перегородчатой горячей эмали, что стало первым, для кафедры изобразительного искусства СПбГУ, художественно-технологическим опытом. Применение медных перегородок потребовало от автора особенно внимательного отношения к «рисующим линиям» в композиции. Условно-решённое пространство произведения, совместившее: город, название театра и персонажей, соответствует основному плоскостному принципу театрально-декорационного искусства. Психологические характеры Пьеро и Арлекино отражены не только в самом, достаточно каноничном рисовании, созданном в технике перегородчатой эмали, но и в колористическом решении комедиантов. Спокойный «сине-голубой» цвет Пьеро, символизирует доброту, влюблённость, обаятельность и сентиментальность преданного слуги, а «огненно-красный» цвет Арлекино, символизирует дерзость, ловкость и ироничность вечного и успешного соперника Пьеро. Условное и декоративное изображение домов, фонаря и решётки, так же выполненное с помощью медных рисующих перегородок, создаёт театрально-декорационный образ Петербурга, в котором вода и небо часто меняются местами, а белый туман способен скрыть все приметы реальности. Вертикально расположенное название театра, превращается в условный архитектурный элемент – «колонну», где роль капители играет поднятый занавес, а основание выстраивается из его объёмных «кистей». Некоторая наивность и простота шрифта отражает основной принцип театрального мира - «бутафория», игра в реальность с помощью поддельных вещей. Важно отметить, что одной из целей организации «университетского театра», является: «развитие коммуникаций между студентами разных факультетов, приобщение к театральному искусству с целью формирования духовно-нравственного общества, повышение общего уровня культуры студентов», и декоративное панно – вывеска, созданное Мусиной Дарьей Сергеевной должно стать ещё одним «драгоценным звеном», объединяющим разные факультеты университета. Произведение, созданное дипломником, может служить не только «вывеской» - опознавательным знаком «Театра-студии», но и украшением театрального интерьера. Выпускная квалификационная работа Мусиной Д.С. заслуживает отличной оценки. Векслер А.К. кандидат педагогических наук, доцент кафедры Художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И. Герцена член СХ России