Отзыв научного руководителя о выпускнице бакалавриата Шуплецовой Анне Сергеевне А.С. Шуплецова пришла в лингвистический просеминар с желанием писать работу на какую-нибудь интересную тему. Такой темой, действительно привлекательной, оказалась для нее тема, связанная с исторической фонетикой, – исследование состояния редуцированных гласных на материале памятника XI века – Архангельского евангелия. Для студентки II курса это был смелый выбор. Вопрос, связанный с редуцированными гласными, неслучайно является одним из основных в истории языка. Падение редуцированных, а как следствие – перестройка все фонетической системы. Едва ли какой-нибудь еще исторический процесс мог вызвать такие изменения. Возможность проследить их в памятниках разного времени, учитывая в совокупности все факторы, в той или иной степени влиявшие на орфографию памятника, и, как следствие, возможность восстановить состояние разговорного языка в определенный период – все это очень увлекло А.С. Шуплецову. Эта увлеченность сказалась и на результатах исследования. Работа получилась интересной. Уже здесь проявились такие качества А.С. Шуплецовой, как умение читать и анализировать научную литературу, выявлять главное и второстепенное, систематизировать материал, интерпретировать его и делать выводы. Этот первый опыт научного исследования оказался полезен и в дальнейшем – в спецсеминаре (при написании курсовой работы), а потом при написании дипломного сочинения. И в этом случае А.С. Шуплецова осталась верна избранному историко-лингвистическому аспекту. Ее внимание привлекла историческая морфология, а затем историческая лексикология – опять одна из самых научно актуальных областей исторической лингвистики. Тема следующей курсовой работы А.С. Шуплецовой в просеминаре – функционирование лексико-семантической группы глаголов движения и перемещения в нескольких древнерусских памятниках, объединенных хронологически (XII-XIII вв.) и различающихся по жанровой принадлежности. Цель исследования состояла в том, чтобы с точки зрения семантики и словообразования описать ЛСГ глаголов движения и перемещения, проследить, как употребление тех или иных глаголов движения и перемещения соотносится с жанровыми особенностями источника, в какой мере они выполняют текстообразующие функции в каждом из текстов, какова их роль в развертывании сюжета, в раскрытии глубинного теософского и мифологического смысла произведения. Начатое на III курсе исследование было продолжено и получило завершение в качестве дипломного сочинения. Следует отметить увлеченность А.С. Шуплецовой своей темой, желание разобраться в теории вопроса. Это касается прежде всего ряда положений исторической лексикологии русского языка как базы теоретического и практического изучения лексических единиц языка. Этим обусловлено, но в известной мере этому и способствует хорошее знакомство с научной литературой по данной проблематике. А.С. Шуплецова вполне квалифицированно и корректно оценивает результаты тех или иных исследователей применительно к своей работе, но, конечно, основное внимание уделяет материалу, его систематизации и комментированию. Вдумчивая, целенаправленная, регулярная (что весьма важно) работа с материалом, взвешенные формулировки, основательные (и многообразно аргументированные) выводы – все это как нельзя лучше характеризует А.С. Шуплецову как исследователя. Представляется, что эти личностные качества не могли не сказаться на результатах научной рефлексии. Как научный руководитель хочу выразить глубокое удовлетворение итогами работы А.С. Шуплецовой. К. ф. н., доцент кафедры русского языка филологического факультета СПбГУ С.А. Аверина 06.06.2017