Отзыв на выпускную квалификационную работу магистра 2-го курса направления «Социальная работа» Макарчука Захара Дмитриевича. Тема социальной компетентности подростков является достаточно традиционной для кафедры теории и практики социальной работы. Но Захар сумел найти в ней новые аспекты и стороны: ведь современные подростки уже не те, что были 5-10 лет назад. Он при этом проявил инициативу и избирательный подход: стал изучать понятие социальной компетентности не во всём его объёме, ведь оно состоит из очень большого числа компонентов и брать их сразу все - было бы мало продуктивно. Он сосредоточился, как мне кажется - на главной его базовой составляющей – социальной рефлексии. Ясно, что каким видит себя человек, так в соответствии с этим видением и образом себя он и действует. Применительно к подросткам, надо сказать, что социальная компетентность у них лабильна и неадекватна: идёт процесс её становления. И чего только они не рисуют в своём воображении на этой фазе: и огромные зарплаты, и чудесное вознесение по социальной лестнице к высоким должностям и социальным статусам. Ну, о том, что ожидания у подрастающего поколения завышены, в общем, известно было. Но, Захару Дмитриевичу удалось получить конкретные развивающие это положение данные. Он провёл опрос, который подтвердил это мнение, аргументировал его, провёл соответствующий опрос подростков, беседу, целью которых была диагностика, что потребовало от него определённых коммуникативных качеств, и он их проявил. А дальше от него потребовалось корректировать и адекватизировать эту лабильную рефлексию подростков. Как мне кажется, сделано это достаточно изобретательно на основе лекций о жизненном успехе. Всё дело в том, что и взрослые часто затрудняются ответить на вопрос о том, что такое жизненный успех в современном обществе. Понятие нечёткое, размытое, а уж подростки тем более затрудняются в этом плане. И Захару Дмитриевичу потребовалось изложить им вполне, как мне представляется, аргументированные представления о жизненном успехе, вот этих сочетаний личного успеха и общественного признания. И вот акцент именно на жизненном успехе, как мне кажется – это то главное, чего требовало коррекции социальной рефлексии. Вот это удалось сделать, ну а потом, естественно, потребовалось и корректировать эти неадекватные представления о жизненном успехе. Такая инициативная творческая жилка обнаруживается и в том, что Захар Дмитриевич использовал кафедральные наработки: ролик «Разные судьбы», где показано, как формируется социальная компетентность под влиянием целого ряда факторов, в том числе и аддиктивного характера. Помимо этого, для адекватизации использовались и фильмы по подростковой проблематике, такие как: «Чуча», «Генералы песчаных карьеров» и другие. Это также вызвало определённый интерес и выступило в качестве средства формирования компетентности. Хотелось бы отметить, что работать с Захаром было непросто, он тянул с выбором объекта исследования, тему мы корректировали несколько раз. В начале был довольно слабый темп работы над магистерской диссертацией, но Захар Дмитриевич смог активизировать личный потенциал и это привело к всплеску активности в конце работы. Безусловно, такая неравномерность не могла не сказаться, видимо, и на качестве работы. Тем не менее, я считаю, что работа состоялась, заслуживает поддержки и оценки «хорошо» в случае успешной защиты. Процент заимствований – 4%. Заведующий кафедрой теории и практики социальной работы, профессор В.Н. Келасьев 30.05.2017 г.