РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Айвазян Рипсиме Артемовны (Образовательная программа магистратуры «История») по теме «Турецкие лицеи в Средней Азии» Выпускная квалификационная работа Р. А. Айвазян посвящена теме, актуальность которой определяется несколькими факторами. Во-первых, образовательные учреждения, о которых идет речь, в разное время функционировали более чем в ста сорока странах мира, зачастую становясь «флагманами» образовательного пространства небольших азиатских и африканских государств. Во-вторых, с самого начала своей деятельности на постсоветском пространстве турецкие лицеи вызывали негативную реакцию определенных общественно-политических кругов, выступавших против исламизации той или иной страны и усиления влияния на нее Турции. Не менее острые дискуссии деятельность материнской структуры этого образовательного проекта, движения «Хизмет», провоцировала в самой Турции. Ситуация резко обострилась после попытки военного переворота 15-16 июля 2016 г. Обвинив в ее организации «Хизмет» и лично Ф. Гюлена, официальная Анкара начала планомерную компанию по дискредитации турецких лицеев. Таким образом, представленное исследование, по нашему мнению, можно охарактеризовать как не просто актуальное, а злободневное. Заявленная цель работы Р. А. Айвазян – «составить полную картину деятельности образовательных учреждений, спонсируемых международными турецкими фондами, в странах Средней Азии». Для этого автор оценивает основные направления турецкой политики в отношении Среднеазиатского региона на протяжении последней четверти века, описывает юридические рамки работы турецких лицеев в отдельных странах и образовательную политику властных структур этих государств, дает сравнительную характеристику образовательных программ «турецких» школ и выявляет их роль в развитии регионального образовательного пространства и постсоветской истории региона. В целом содержание ВКР соответствует заявленной в названии теме, которая, как нам представляется, раскрыта в рецензируемом тексте. Релевантна теме и структура представленного исследования, исключая слишком общее название первой главы («Страны Средней Азии в постсоветское время»). С удовлетворением констатируем, заявленная в названии тема в целом раскрыта автором. При этом Р. А. использовала обширный массив источников и современной литературы (в том числе, на английском, армянском, турецком языках), отразив актуальные проблемы теоретического и практического характера, связанные с рассматриваемой темой. В заключении дано развернутое обоснование выводов, являющихся итогом представленного текста. ВКР написана доступным для читателя языком. В рамках исследования в научный оборот были введены интервью с выпускниками турецких лицеев (их полный текст – в приложении), которые позволили автору существенно скорректировать представления о систематической пропаганде ислама в этих учебных заведениях. К недостаткам представленного исследования можно отнести низкий уровень критики Р. А. Айвазян историографии проблемы, описательность и зависимость от некритически воспринятой точки зрения ряда предшественников и информантов, многочисленные недочеты в оформлении текста и научно-справочного аппарата. Самым вопиющим из них нам представляется смешение в соответствующих списках источников и литературы. Высказанные выше замечания, в целом, не умаляют значения проделанного автором исследования. Представленное сочинение отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает положительной оценки.