ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕНТА на диссертационную работу Жеребятьевой Веры «Психологическая эффективность иппотерапии в формировании адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья», представленную на соискание степени магистра по направлению 030300 – психология. Выпускное квалификационное исследование В. Жеребятьевой выполнено на несомненно актуальную и имеющую практическое значение тему. Оно направлено на выявление психологической эффективности одного из современных видов психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья – иппотерапии. Несмотря на возрастающую популярность иппотерапии, особенно в области адаптивной физической культуры, ее психологические основы практически не разработаны, а эффективность оценивается в общем виде, в основном по житейским показателям матерей, чьи дети участвуют в иппотерапевтическом процессе. В. Жеребятьевой предлагается комплексное видение результатов иппотерапевтических занятий, в ходе которых формируется система «ребенок – лошадь – родители ребенка – иппотерапевт», а психологическая эффективность иппотерапии рассматривается в контексте адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В таком ключе организация, эффективность и психологический смысл иппотерапии ранее не рассматривались, что повышает научно-практическую ценность исследования. Рецензируемое исследование отличается разносторонним раскрытием социальных, психологических и соматических проблем развития детей с отклонениями в развитии, что важно в контексте коррекционной психологии. Автор делает достаточно обширный обзор исследований коррекционных возможностей иппотерапии, внося в него и результаты собственного иппотерапевтического опыта. Это относится к описанию специфических принципов иппотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья. Аналитический раздел демонстрирует способность автора анализировать известные научные факты, критично относиться к противоречиям. Диссертационная работа Веры Жеребятьевой – многоплановое исследование, которое раскрывает видение результатов иппотерапии, во-первых разными субъектами иппотерапевтического процесса, прежде всего родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и инструкторами-иппотерапвтами. Следует подчеркнуть, что автор проводит сопоставление ожиданий родителей от занятий и конечным результатом. Во-вторых, автор предлагает и экспериментально подтверждает наличие разнообразных психологических эффектов иппотерапии, среди которых эмоциональный, коммуникативный, регуляторный, энергетический и т.п. В-третьих, автор ориентируется на поиски взаимосвязей психологических эффектов иппотерапии и адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе Веры Жеребятьевой использован адекватный объекту и гипотезе исследования методический комплекс, что говорит о достаточной профессиональной подготовке автора. В него вошли как стандартизированная методика, так и авторский вариант нескольких карт наблюдения для инструкторов и родителей. Превалирование метода наблюдения вполне оправдано в условиях дефицита специфических методических средств, а главное при наличии серьезных психологических проблем у ключевых участников иппотерапевтического процесса – детей с ограниченными возможностями здоровья. Обоснования выбора методических средств автором убеждают в глубоком понимании объекта исследования и стремлении получить надежный эмпирический материал. Полученные В. Жеребятьевой эмпирические факты важны для организации целенаправленной психологической помощи детям с ОВЗ. Как оказалось, вектор оценки эффективности иппотерапевтических занятий иппотерапевтами и родителями не всегда совпадает. Этот интересный факт, полученный с помощью корреляционного анализа, видимо, можно учитывать и при других видах помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Практическая ценность исследования возрастает в связи с тем, что В. Жеребятьевой предпринята попытка сравнить эффективность иппотерапевтических занятий у детей с детским церебральным параличом и детей (ДЦП) с другими видами дизонтогенеза. Несмотря на немногочисленность выборки детей с ДЦП, полученные результаты представляют особую ценность, так как указывают на необходимость дифференцированного подбора участников иппотерапии. Замечания, которые возникают по мере знакомства с исследованием, касаются следующего: 1. Подробное описание видов дизонтогенезе, хотя и оправданно, но нецелесообразно, так как создает впечатление учебника по специальной психологии. Описание могло быть более лаконичным или его стоило вынести в приложение. 2. Чем объясняется диагностика одних и тех же психологических эффектов иппотерапии разными картами наблюдения: модифицированной картой Стотта и модифицированной методикой САН? 3. Чем объясняется изучение уровнем тревожности иппотерапевтов? Вполне можно было ограничится определением уровня тревожности матерей. 4. Какую роль играли отцы в организации иппотерапвтических занятий? 5. Какие существуют приемы получения информации об эффективности иппотерапии у детей – главных участников занятий ? Однако сделанные замечания не снижают ценности проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа Веры Жеребятьевой – оригинальное исследование, по-новому решающее психологические проблемы иппотерапии. Результаты исследования имеют практическое значение и перспективу углубления. Работа заслуживает высокой положительной оценки. Кандидат психологических наук, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого ________________Оленникова М.В. Официальный адрес С-ПбПУ: 195251 Санкт-Петербург, Ул. Политехническая 29