ОТЗЫВ Научного руководителя к.ф.н. Никоновой А.А. на выпускную квалификационную работу магистра 2 курса кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ Яловой А.Л. «Современные тенденции в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов» Интеграция институтов культуры, форм и видов их деятельности, активное использование визуальных и информационных технологий для развития каналов коммуникации в обществе сегодня уже никого не удивляет. С каждым годом увеличивается количество исследований, посвященных вопросам музейного проектирования, выставочной и образовательной деятельности. Однако быстрая трансгрессия традиционных форм актуализации информационного ресурса прошлого, стирание аксиологических доминант в стратегии трансляции опыта прошлого остается еще мало изучено не столько в теоретическом аспекте, а на конкретных практических примерах. В связи с вышесказанным, тема исследования Анны Львовны Яловой «Современные тенденции в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов» несомненно, актуальна. Работа состоит из введения трех глав (8 параграфов), заключения, списка литературы и приложений. Структура работы отражает цель и логически оправдана. Во введение автор проводит детальный историографический анализ исследований по теме работы, выделяя хронологически и тематически основные направления исследований музейного проектирования и музейной экспозиции. Первая глава посвящена теоретическим основам музейного дизайна, истории его становления и развития, исследованию понятийного аппарата. Использование термина музейный дизайн в музейной практике не всегда отражает отрефлексированность нового явления в теории музееведения, поэтому исторический экскурс и анализ значения таких понятий как «музейный дизайн» и «экспозиционный дизайн» важен и необходим для правильного понимания и анализа новых тенденций в создании музейных экспозиций и выставочных проектов. Опираясь на результаты исследований ведущих специалистов, таких как А.М.Разгон, М.Т.Майстровская, Т.П.Поляков и др, Ялова А.Л выделяет три периода развития экспозиционного дизайна в России. Следует отметить и авторскую позицию при анализе основных тенденций в развитии экспозиционного дизайна в рамках выделенных периодов. Каждый период дополняется убедительными примерами, подтверждающими критерии периодизации. В то же время, теоретические основы музейной экспозиции, представленные во втором параграфе первой главы даны мене убедительно, поскольку выполнены в реферативном стиле. Не достаточно обоснованы и проанализированы этапы создания научной концепции экспозиции и, в частности, соотношение ее научной и художественной частей для современного музейного проектирования. Возможно, автору следовало исключить из текста параграфа и некоторые общие места, которые характерны для учебных изданий, а не для исследовательской работы (с.37) или изменить стиль изложения и сделать его в большей степени проблемным, особенно когда автор перечисляет основные методы построения экспозиций. Учитывая общий объем работы (132 с.) это было бы целесообразно сделать. Во второй главе Ялова А.Л. выделяет свойства экспозиционного дизайна (параграф 2. 1): функциональность, информативность, коммуникативность, универсальность и т.д. Вероятно, можно согласиться с таким делением, но не совсем понятно, какие из этих свойств присущи изначально, т.е. являются базовыми для самой экспозиции и переходят на экспозиционный дизайн, а какие свойства приоритетны именно для дизайна. Слабость аргументации выявляется в тот момент, когда автор переходит к анализу интерактивности и уже прямо пишет, что «важнейшее свойство современной экспозиции нужно отметить ее интерактивность» (с.53). Не обоснована и позиция автора при анализе универсальности музейного дизайна. Почему так много внимание уделено именно этому свойству, а не, например, образности и сценарности? С другой стороны, является ли создание сценария при проектировании экспозиции или «театральность» свойством экспозиционного дизайна? Эти и многие другие вопросы остаются без ответа. Исходя из содержания текста главы, экспозиционному дизайну присущи все свойства музейной экспозиции и музейного предмета, что существенно затрудняет понимание нового явления. Автору следовало бы выделить общие свойства и специфические, а также сравнение специфических свойств экспозиционного дизайна и принципами художественного проектирования музейной экспозиции. Тогда было бы понятно, почему оправдана такая подмена терминов. При знакомстве с современными тенденциями в экспозиционном дизайне автор уже более детально рассматривает практическое применение свойств экспозиционного дизайна, возвращаясь опять к театрализации, сюжетности, универсальности, использование информационных и визуальных технологий, как ведущих направлений экспозиционного дизайна. Со многими положениями постулируемыми автором можно согласиться, но чрезмерное стремление «сказать обо всем» сильно затрудняет понимание логики изложения и специфики предмета исследования. В то же время несомненной заслугой автора является знание зарубежного опыта и свободное владение данным материалом. Параграф, посвященный проблеме кураторства, по нашему мнению, не обязателен и мог бы быть заменен более детальному рассмотрению различий между выставочным и экспозиционным дизайном. Третья глава работы посвящена исследованию выставочной практике и выставочному дизайну ЦВЗ «Манеж». Возрожденное выставочное пространство Санкт-Петербурга находится сегодня в поиске новых смыслов и нового «лица». Устойчивый стереотип «Манежа», как официального, консервативного выставочного пространства сохраняется и сегодня у многих петербуржцев. Разнообразие многочисленных художественных площадок ставит перед ЦВЗ сложную задачу, но тем интереснее предпринятый Яловой А.Л. анализ последних нескольких выставочных проектов именно как примеров использования новых направлений выставочного дизайна. Интересным и оправданным дополнением к тексту работы является Приложение №1 – интервью ведущих специалистов по современной экспозиционно-выставочной деятельности (с.121). Подводя итог, следует отметить самостоятельность представленного исследования, умение автора анализировать научно-исследовательскую литературу по теме, выделять главное и структурировать материал. Название работы соответствует содержанию, материал изложен корректно с учетом принятой научной терминологии и научных методов. Полученные результаты достоверны и выводы обоснованны. Выделенные недостатки не являются существенными и не влияют на общее содержание работы. Исследование Яловой Анны Львовны соответствует требованиям к выпускным квалификационным работам и может быть оценено положительно. Научный руководитель к.ф.н., доцент Никонова А.А.