Отзыв на выпускную квалификационную работу Щербининой Евгении Андреевны на тему: «ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИИ» Выпускная квалификационная работа Евгении Андреевны Щербининой посвящена интересной и актуальной теме, обладает новизной и значимостью для конфликтологической теории и практики. Конфликтология является молодой междисциплинарной наукой, и высокое качество профессиональной подготовки специалистов-конфликтологов является залогом упрочения позиций и завоевания рынка новой профессией. Высокие профессиональные стандарты предъявляют непростые требования к уровню усвоения образовательных программ по конфликтологии. Интерактивность учебных занятий становится адекватным способом формирования прочных, адекватных сложности профессиональных задач навыков. Автор рассматривает заявленную тему комплексно и разносторонне. Для достижения поставленной в работе цели - определение особенностей и возможностей интерактивного обучения в конфликтологии, направленных на формирование профессиональной компетентности у студентов- конфликтологов Евгения Щербинина формулирует и последовательно реализует в работе ряд задач: определить основные понятия, используемые в работе; проанализировать основные виды интерактивного обучения в конфликтологии; показать, что интерактивное обучение конфликтологии является неотъемлемой частью процесса формирования профессиональной компетентности студентов; выявить важность тренинга в интерактивном обучении конфликтологов. Автор выявляет противоречия в ходе обучения и констатирует наличие ниши для расширения интерактивного подхода. В качестве положений, выносимых на защиту, Евгения формулирует следующие гипотезы: интерактивное обучение показано для подготовки квалифицированных специалистов конфликтологов, особенно конфликтологов-практиков; тренинг является наиболее адекватным методом, соответствующим задачам конфликтолога-практика. Эти идеи подтверждаются в ходе теоретического анализа литературных данных (педагогической, психологической, методической литературы, анализ учебных пособий по конфликтологии, медиации и ведению тренингов, нормативной и программно-методической документации по проблеме исследования) и проведения эмпирического исследования. Работа состоит из введения, заключения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 61 источник. Структура работы соответствует поставленным в ней целям и задачам, в конце каждого параграфа и глав сформулированы адекватные выводы, содержание исследования находит свое обобщенное завершение в заключении. Работа написана четким научным языком, оформлена в соответствии с правилами. Результаты исследования отражены в графической форме и логично проанализированы. Автор глубоко анализирует понятие «интерактивное обучение», дифференцируя его с «активным обучением», выявляет его основные методические подходы и формы. Рассматривая историю и текущее состояние конфликтологии как науки и прикладной сферы, Евгения констатирует ее междисциплинарную природу, определяющую комплексный характер задач, требующих соответствующих знаний и навыков профессионалов в этой области. Анализируя разнообразные интерактивные методы и методики подготовки конфликтологов, автор показывает релевантность тренинговой формы обучения задачам конфликтолога-практика, в частности, медиатора. Эмпирическое исследование со статистической обработкой является важным аспектом работы, подтверждающим базовые положения автора, вынесенные на защиту. В то же время хочется высказать некоторые пожелания автору. Работа носит следы спешки. Текст не до конца вычитан, есть опечатки. Есть некоторые претензии к оформлению работы, в частности, к оформлению таблиц и диаграмм. К сожалению, среди литературных источников нет работ сотрудников кафедры по теме исследования. Тем не менее, выказанные пожелания не умаляют достоинств работы. Исследование соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе уровня магистратуры, и заслуживает представления на защиту и оценки «отлично». Канд. психол. наук, доцент Е.Н. Иванова каф.конфликтологии СПБГУ