Отзыв на выпускную квалификационную работу Литуновской Анастасии Сергеевны «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ» Современные технологии, направленные на социальную помощь и поддержку ребенка, делают разворот в сторону активизации работы с семьей, ибо полноценная социальная личность формируется только в атмосфере любви и доверия, которые может обеспечить ребенку только семья. Семья не зря называется ячейкой общества, так как именно в ней происходит первичная социализация человека, издержки которой порой невозможно в дальнейшем восполнить. Семья обеспечивает ребенку базисное чувство защищенности, от которого во многом зависит его будущее психосоциальное здоровье, а опыт близких отношений с родителями становится основой его будущих отношений с людьми вообще. Несомненно, психосоциальное самочувствие ребенка во многом зависит от самочувствия его родителей. В этой связи тема ВКР инициированная самой выпускницей представляется весьма актуальной. В своей работе Анастасия Сергеевна рассмотрела технологи работы с семьей и детьми, направленные на решение дисфункциональных проблем семьи, а том числе семейных конфликтов. Проанализировала основные задачи социальной работы с семьей, рассмотрела законодательные акты, регулирующие деятельность социальных организаций по оказанию помощи семьям с детьми, подробно остановилась на описании негативных последствий семейных конфликтов. На мой взгляд, заслугой Анастасии Сергеевны является сама постановка проблемы и, соответственно, попытка описать специфические функции и роль специалиста по работе с семьей в урегулировании семейных конфликтов. Достоинством работы является проведение экспертных интервью с большим количеством специалистов, работающих с семьей – 44 человек. Среди них были как специалисты социальной работы и психологи социальных служб, так и конфликтологи. Магистрантка убедительно показала, что у специалистов социальной работы, работающих с семьей, есть специфические задачи и функции в разрешении семейных конфликтов, отличные от деятельности психологов и конфликтологов. Большое внимание Литуновская уделила превентивной деятельности специалистов по работе с семьей, показав необходимость такой работы посредством опроса трех групп респондентов, имеющих опыт участия в семейных конфликтах. Магистрантка справедливо полагает, что решить проблему негативного влияния семейных конфликтов на развитие личности детей нельзя без выявления специфики их представлений о причинах конфликтов и способах совладания с ними. Опрос студенческой молодежи показал необходимость подготовки к родительским функциям и способам преодоления конфликтных ситуаций в семье. В фокусе предложенного направления превенции семейных конфликтов лежит эмоциональный контекст взаимодействия воспитателя с ребенком, а также умение рефлектировать свои поведенческие и эмоциональные реакции в семейной ситуации. Такой подход соответствует современным представлениям о важности обучения родителей правильным способам коммуникации и эмоционального общения с ребенком и носит профилактический характер, так как может предотвратить в дальнейшем возникновение семейных дисфункций. За время написания диплома Анастасия Сергеевна проявила выраженный интерес к изучаемой проблематике. Она самостоятельно установила контакты с нужными социальными центрами, использующими разные технологии, опросила 44 специалиста – эксперта Анкетным опросом охвачено 152 человека. Дипломантку отличает целеустремленность в работе, а также высокая работоспособность и дисциплинированность. В процессе работы над дипломом она хорошо освоила такие методы социальной диагностики как интервью и анкетный опрос. Считаю, что данная выпускная квалификационная работа выполнена на хорошем уровне, заявленная тема полностью раскрыта. Работа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по направлению 39.04.02 «Социальная работа» и может быть оценена на высокую положительную оценку, а ее автор Литуновская Анастасия Сергеевна заслуживает присвоения квалификации «магистр социальной работы» Научный руководитель, к. психол. н., доцент кафедры теории и практики социальной работы Полуэктова Н.М. .