Рецензия на магистерскую диссертацию Н. А. Ивановой по теме «Политика Франции в области национального образования: проблемы иммигрантских кварталов (1980−2000-е гг.) Из средств массовой информации в России достаточно хорошо известно, как остро обстоит во Франции проблема интеграции выходцев из бывших колоний и их потомков. В отечественной историографии тема французской модели интеграции иммигрантов в социокультурное пространство Франции неоднократно поднималась. Тем не менее, такая важная ее составляющая, как образование детей иммигрантов из стран Северной Африки пока не стала предметом целостного и систематического изучения в России, что придает исследованию Н. А. Ивановой особый интерес. Как известно, именно в колледже и лицее закладывается залог успеха последующей интеграции иммигрантской молодежи, именно там новоявленные граждане Франции должны усвоить общие для всех принципы и идеалы, почувствовать себя французами. Магистерская диссертация Н. А. Ивановой является внушительным исследованием, так как содержит 124 страницы текста, включая список источников и литературы, в котором фигурируют 41 наименование источников и 139 наименований исследовательской литературы. Но, как представляется, это как раз тот случай, когда слишком большое количество вредит качеству. В списке литературы фигурируют издания на русском, английском и французском языках, среди них много электронных ресурсов. Тем не менее, без внимания остались работы таких известных французских исследователей, как педагог и общественный деятель Ж.-П. Обен (J.-P. Obin) и социолог Э. Тодд (E. Todd), в которых поднимаются вопросы интеграции иммигрантов и их детей в учебную среду и социум. Источники, использованные Н. А. Ивановой, включают нормативные акты и нарратив. Выделение так называемых «опубликованных источников» в отдельную группу вызывает недоумение, так как все использованные в работе источники так или иначе опубликованы, по большей части в электронном виде. К тому же диссертантка, насколько известно, не работала с архивными материалами, кроме тех, которые выложены в глобальной сети Интернет. Содержание диссертации, которая состоит из трех глав, вызывает нарекания в силу хаотичности изложения, недостатка аналитического подхода и доминирующего в работе журналистского стиля изложения. В главе 3 «Иммигрантские гетто в пригородах Парижа и народное образование» второй параграф содержит информацию по самым разным сюжетам. Здесь и экскурс в историю магрибинской иммиграции во Францию, который логичнее было бы поместить в первую главу, и сведения относительно нелегальной иммиграции во Францию, и государственная политика в отношении пенсионеров-магрибинцев, и регулирование иммигрантских потоков, и борьба с дискриминацией. Получается так, что рациональные зерна, материал, имеющий непосредственное отношение к предмету изучения диссертантки, оказывается буквально «утоплен» в общем контексте. Представляется также, что диссертантка несколько преувеличивает «право на отличие», которое французское государство предоставляло иммигрантам в 1970-е и 1980-е годы, так как Франция всегда была страной, в основе иммиграционной политики которой лежали принципы интеграции и ассимиляции. Поэтому можно говорить лишь о ряде экспериментов в области мультикультурализма, которые неоднократно предпринимались, как правыми, так и левыми правительствами. Заключение непропорционально короткое по отношению к общему объему работы и довольно пространному введению и недостаточно убедительное. Названия книг и статей на иностранных языках подаются с ошибками или опечатками. К недостаткам работы можно отнести довольно хаотично оформленный список источников и литературы, где не везде упомянуты издательства, а некоторые источники фигурируют как исследовательская литература, как в случае с письмом министру национального образования за авторством Р. Давида (1970 г.). Довольно часто встречаются стилистические погрешности, такие как «образовывалось все больше обострений» (с. 99), «возвращение правых к правительству» (с. 98), «реформа в сторону иммигрантов» (с. 100) и т.п. Надо признать, тем не менее, что проработан большой материал, который диссертантка, к сожалению, не сумела в должной мере ассимилировать и организовать. К достоинствам диссертации следует отнести тот факт, что в ней фигурируют все значимые вехи в политике французских правительств в сфере образования детей иммигрантов, такие как принцип равенства шансов для всех детей, «дело о платке», преподавание на арабском языке, зоны приоритетного образования (ZEP) и т.п. К тому же в диссертации приводятся интересные статистические данные о численности «цветной молодежи», которая оканчивает среднюю школу без аттестата, рассматриваются законодательные акты, без которых невозможно понять флуктуации французской миграционной политики и образовательных программ т.п. Несмотря на высказанные выше замечания, амбициозность постановки цели и задач исследования, приложенные к их реализации старание и объем рассмотренного материала позволяют оценить магистерскую диссертацию Н. А. Ивановой на «хорошо». К.и.н., доцент Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения С. В. Виватенко 05 мая 2017