Отзыв на магистерскую диссертацию Ивановой Н. А. «Политика Франции в области национального образования: проблемы иммигрантских кварталов (1980−2000-е гг.)» Диссертационное исследование Ивановой Н. А. посвящено политике Франции в области национального образования в том ее аспекте, который касается проблем пригородов крупных городов как Париж, Лион, Марсель, населенных выходцами из бывших французских колоний и их потомками. Тема представляется чрезвычайно актуальной как в силу избранного диссертанткой временного периода 1980−2000-е гг., так и в силу того, что проблема образования остро стоит в национальном масштабе во Франции, но еще более остро – именно в иммигрантских, так называемых «трудных» кварталах, где образовались специфические субэтнические сообщества. Неудовлетворительная ситуация в образовании как проблема № 1 неоднократно обсуждалась в ходе предвыборных дебатов президентской гонки 2017 г. во Франции на фоне констатаций того, что французская модель интеграции за последние тридцать лет утратила былую эффективность, во многом из-за недостатков образовательного процесса. Структура диссертации соответствует поставленным во введении цели и задачам и состоит из трех глав, из которых первая посвящена экскурсу в историю национального образования во Франции и деколонизации, вторая – характеристике французской системы образования в изучаемые десятилетия, третья – «трудным кварталам» в образовательной системе. Внимание российских исследователей было обращено, как правило, к трактовке проблем иммиграции и кризиса идентичности в постколониальной Франции, в результате чего в отечественной историографии практически отсутствуют работы, имеющие целью создать целостное представление о политике французских властей в области образования, проводимой в иммигрантских кварталах. Магистерская диссертация Ивановой Н. А. призвана восполнить этот пробел, причем автор в своем исследовании опирается на большой пласт разных источников, среди которых нормативные акты, программы политических партий и публичные выступления государственных деятелей, периодическая печать. Иванова Н. А., как представляется, вполне справилась с поставленной задачей и вышла на защиту с законченным исследованием. Хочется отметить большое трудолюбие диссертантки, кто трижды переписывала свою работу, каждый раз улучшая качество текста и привнося в него новые элементы анализа. Тем не менее, магистерская диссертация Ивановой Н. И. не лишена недостатков, среди которых можно выделить недостаточно четкое изложение, несколько поверхностное заключение. Аналитичность не всегда присутствует в должной мере. Диссертантка несколько преувеличивает изменения, которые претерпела миграционная политика Франции между 1980-ми и 2000-ми годами. На самом деле Франция никогда не была страной, приверженной идеям мультикультурализма, даже в 1980-е годы, в отличие от Великобритании и США, которые были и остаются мультикультуралистскими державами. Во Франции существует традиция интеграции иммигрантов в той же мере, как и традиция светскости. Обучение детей иммигрантов на их родном языке существовало как в 1980-е гг., так и сейчас, несмотря на ведущиеся дебаты в обществе относительно целесообразности такого подхода. В 1989 г., когда Лионель Жоспен был министром образования, в обществе велись уже дебаты относительно целесообразности запрета ношения чадры в школах. Можно говорить не столько об эволюции, сколько о нюансах, о некотором ужесточении отношения к иммигрантам на фоне прогрессирующего влияния Национального Фронта, причем это ужесточение наблюдается скорее в обществе, нежели в политическом или юридическом дискурсе. Несмотря на скепсис в отношении уместности выражения «наши предки галлы» применительно к детям арабского и африканского происхождения, миграционная политика Франции в 2000-е годы в основных своих чертах та же, что и ранее. Можно найти больше отличий в миграционной политике Франции и Англии, чем во Франции 1980-х и 2000-х гг. Рекомендуемая оценка «хорошо». Научный руководитель к.и.н., доцент кафедры истории Нового и новейшего времени Т. Н. Гончарова 03 мая 2017 г.