Рецензия на магистерскую диссертацию Дьячкова Ивана Игоревича «Звук как модус организации антропологического пространства». Диссертация И.И. Дьячкова посвящена теме, чья актуальность обусловлена самой повседневной практикой последних десятилетий, в которой любой человек, так или иначе сталкивающийся с пространством города и современными средствами ретрансляции звука, вынужден не только менять свое отношение к звуку как естественному фону, но адаптироваться ко все более агрессивному и зачастую сознательному использованию звуков в разнообразных ситуациях. Звук выходит за пределы природного (пение птиц, шум дождя, раскаты грома) и даже техногенного (шум автомагистрали, грохот трамвая или стройки), перестает быть способом оформления пространства (музыка внутри магазинов) или уединения, самоизоляции в толпе (индивидуальное прослушивание музыки через наушники), но становится способом вторжения и захвата территории (повторяющиеся речевые сообщения или музыка над дверями магазинов, направленная на улицу) или формой демонстрации доминирования (громкая басовая музыка, проигрываемая в салоне автомобиля). Вводя понятие «антропологического пространства» автор переводит проблему восприятия звука из психологической или даже социально-психологической сферы в область философской антропологии. Благодаря классификации видов и свойств «антропологического пространства», создается не просто четкое и логически выверенное его описание, но подчеркивается значимость и многообразие его проявлений для повседневной жизни любого и каждого человека. При этом автор успешно вносит в философский дискурс междисциплинарный аспект, необходимый для анализа представленного материала. Сравнивая учения и концепты, использующиеся для исследования пространства, автор приходит к выводу, что Звук является неотъемлемой частью антропологического пространства, функциональной константой в его организации и существовании. Во второй главе на примере исследования роли звука в жизни архаичного человека, рассматривая первобытные культуры и античность, автор приходит к выводу о том, что звуки позволяли как связывать различные символические пространства, так и устанавливать между ними ощутимые границы. Здесь особый интерес представляет вводимое понятие «звукового пейзажа», связывающее представленную работу с областью экоакустики. Третья глава посвящена анализу современного антопологического пространства в его связи со звуком различного происхождения и предназначения, однако, основное внимание сосредотачивая на музыке. В заключении автор кратко перечисляет основные положения работы и приходит к выводу о радикальных изменениях, происходящих в концеХХ – начале XXI века в области «звукового пейзажа», а так же о перспективности дальнейшего изучения этих перемен. В работе представлен достаточно широкий диапазон источников и продемонстрировано хорошее знание теоретических основ. То, что автор недостаточно подробно осветил современные повседневные практики, связанные с использованием звука в пространстве, может быть истолковано как свидетельство перспективности дальнейшей работы с избранной им темой. В целом диссертация Дьячкова Ивана Игоревича представляет собой оригинальное исследование, результаты которого имеют практическое и теоретическое значение. Она обобщает новые материалы по теме, актуально вписывается в теоретические дискуссии, написана логично и содержит обоснованные выводы. кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Национального Государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта ______________ Предовская М.М. Адрес: 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35. Тел./факс: +7 (812) 714-40-13, +7 (812) 714-39-80 E-mail: m.predovskaya@lesgaft.spb.ru Сайт: http://lesgaft.spb.ru, http://lesgaft.spb.ru/ru/kafedra/kafedra-socialno-gumanitarnyh-disciplin