Отзыв на выпускную квалификационную работу Добрыдневой Жанны Андреевны на тему: «МЕДИАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)» Выпускная квалификационная работа Добрыдневой Жанны Андреевны написана на популярную тему, что предъявляет повышенные требования к поиску оригинального подхода для обеспечения элементов новизны. В качестве такого элемента можно рассматривать данные о развитии службы медиации в одной из московских школ. Медиация постепенно завоевывает популярность и становится больше известна потенциальным потребителям. В то же время процесс ее развития в стране идет медленно и с большими трудностями. Поэтому работы на такую тему являются актуальными. Объектом работы для автора становится медиация, а предметом – практика проведения медиаций в образовательном учреждении. Работа Жанны Андреевны состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы. Список литературы включает 62 источника. В качестве методов исследования используется анализ литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование, наблюдение. В первой главе рассматривается медиация как современный способ урегулирования конфликтов за счет рассмотрения ее истории, сущности, опыта применения в различных странах, главным образом, в образовательных учреждениях. Рассматриваются различные модели организации школьной службы примирения в образовательном учреждении. В выводах по первой главе автор констатирует важность и профилактически-воспитательную значимость медиации в школе. Важную часть работы составляет описание различных административных и законодательных распоряжений и стандартов, обеспечивающих юридическую поддержку медиации. Вторая глава посвящена организации службы медиации (примирения) в общеобразовательном учреждении, здесь рассматриваются нормативно-правовое и методическое обеспечение работы школьной медиации, место и роль медиатора в работе службы медиации, говорится о практике проведения медиаций в образовательном учреждении. Выводы по второй главе подчеркивают важность развития у педагогов умения работать с конфликтом. Структура работы в целом соответствует поставленным в ней целям и задачам. Работа написана в целом хорошим языком, оформлена в основном в соответствии с правилами. Заключение в сжатом виде содержит главные идеи исследования. К сожалению, автор писал работу без контакта с руководителем, что могло бы существенно снизить количество замечаний, по крайней мере, со стороны руководителя. В нынешнем виде к работе можно предъявить серьезные претензии. Прежде всего, это высокий уровень заимствований (44%). Судя по всему, куски теста взяты из интернета без существенной переработки и анализа. Иногда выручают опечатки, хотя, возможно, они перекочевывают из интернет-варианта. Автор, похоже, не анализирует и не сопоставляет куски текста. Так, например, на странице 6 написано: «слово «медиация» происходит от латинского «mediatio» - посредничество», а чуть ниже - «Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» – посредничать». Эти ошибочные интернет-фразы встречаются в студенческих работах уже много лет. К «слову» сказать, таких слов нет в словаре латинского языка. В оглавлении иногда указаны пункты, которым нет постраничного соответствия в тексте (например. «выводы по первой главе»). В тексте нередки неточности, возможно, некритично перенесенные из других источников. Описание видов медиации искаженное, к тому же автор противоречит сам себе, приводя мнение, например, что признаком медиации как метода является структурированная процедура проведения. Это верно лишь для некоторых ее видов, а, например, трансформативная медиация (упомянутая в тексте), обходится без такой процедуры. Много неточностей в ссылках. Похоже, что автора подводит распространенность выбранной тематики и ее представленность в интернет-ресурсах. Несмотря на сделанные замечания, можно сказать, что исследование соответствует основным требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе уровня магистратуры, и заслуживает представления на защиту и оценки «хорошо». Канд. психол. наук, доцент Е.Н. Иванова каф.конфликтологии СПбГУ