Отзыв научного руководителя на магистерскую диссертацию Варваштяна Д.А. по теме «Учебная мотивация и профессиональная идентичность студентов» Выбор темы исследования был осуществлен магистрантом осознанно, исходя как из собственных профессиональных интересов, так и понимания актуальности проблем учебной мотивации студентов в контексте формирования их профессиональной идентичности. В процессе работы автор проявил такие качества, как добросовестность и ответственность. Осуществление сбора данных для исследования потребовало организационных способностей, а также умения замотивировать исследователей-добровольцев потратить довольно много времени на заполнение блока опросников (все первичные данные представлены, их достоверность сомнений не вызывает). К сожалению, на начальных этапах работы автор не всегда включался в нее достаточно активно, однако впоследствии сумел мобилизоваться и получить положительный итоговый результат. Определенные сложности были связаны с тем, что базовое образование магистранта не связано с психологией и сориентироваться в проблематике оказывалось не всегда просто, однако за время обучения основные пробелы в знаниях удалось восполнить, текущий уровень подготовки магистранта вполне дает ему возможность приступить к профессиональной деятельности в качестве психолога. В тексте работы выявлен значительный объем заимствований (около 40%), однако, по нашему убеждению, это не может являться основанием для снятия работы с защиты. Подробный анализ этих фрагментов показывает, что, во-первых, не менее половины выявленного объема заимствований – вынесенные в приложение тексты использованных психодиагностических методик, которые и не могут быть оригинальны, т.к. разработаны другими авторами, на которых магистрант ссылается. Кроме того, имеется несколько фрагментов заимствований в литературном обзоре, преимущественно при определении понятий. Они не всегда корректно оформлены как цитаты с заключением в кавычки, однако это замечание именно к оформлению работы, а не обвинение в плагиате, т.к. магистрант во всех случаях указывает первоисточники и не пытается выдать текст за собственный. Остальные заимствования – это некоторые стандартные фразы («связь статистически значима на уровне…» и т.п.) и библиографические описания. Фрагменты же, описывающие само исследование и его результаты, практически полностью аутентичны. В целом, магистерская диссертация Д.А. Варваштяна может быть допущена к защите. Научный руководитель: д.п.н., доцент кафедры психологии образования и педагогики Грецов А.Г.