Отзыв рецензента на диссертационную работу Боровской Инги Владимировны на тему «Социально-психологические факторы поведения водителей на дороге», представленную на соискание степени магистра по направлению 030300 – психология. Работа И.В. Боровской посвящена актуальной проблеме- поведению водителей на дороге. Исследование выполнено на выборке из 76 жителей Санкт-Петербурга, являющихся водителями автомобилей (45 мужчин и 31 женщина в возрасте от 19 до 53 лет). Автор выдвинул гипотезу о том, что мужчины и женщины различаются по стилевым характеристикам вождения, которые связаны с ведущими ценностями водителей. Автор предположил, что водители с разным уровнем агрессивности отличаются стилевыми характеристиками вождения, что между представлениями водителей о своем поведении и реально проявляемым поведением существуют различия, а также что большинство водителей характеризуются стремлением изменить характеристики стиля вождения в сторону более безопасных. Обработка данных была осуществлена с помощью корреляционного анализа с применением критерия ранговой корреляции Спирмена, сравнительного анализа с применением критерия U Манна-Уитни (для независимых выборок), сравнительного анализа с применением критерия Вилкоксона (для зависимых выборок). Для проверки гипотез И.В. Боровская провела эксперимент, в ходе которого респонденту предлагалось действовать, управляя моделью автомобиля, в смоделированных дорожных ситуациях. В работе использован адекватный объекту и гипотезе исследования методический комплекс, что говорит о достаточной профессиональной подготовке автора. В него вошли: Ценностный опросник Ш.Шварца, Тест руки в адаптации Т.Н. Курбатовой, Опросник «Стиль вождения» Ю.И. Лобановой, Метод самооценки и постановки индивидуальных целей в совершенствовании своего стиля вождения «Автомобиль» Е.В. Сидоренко. Магистерская диссертация изложена на 111 страницах и состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы и пяти приложений. Список литературных источников включает 49 наименований. Во введении дается обоснование актуальности выбора темы, формулируется цель, определяется предмет, формулируются гипотезы, описана программа исследования. В первой главе автором рассмотрены факторы, влияющие на безопасность движения, сделаны рекомендации по работе с конкретными типами темперамента, проанализирован процесс управления транспортным средством и деятельность водителя, а также влияние ценностных ориентаций на поведение человека и стилевые характеристики поведения водителей. Во второй главе описывается программа исследования, приводится разносторонняя характеристика выборки, приводится перечень методик эмпирического исследования и дается их описание, приводятся экспертные оценки по проведенному эксперименту. Третья глава содержит анализ результатов эмпирического исследования, в котором автор демонстрирует корректность и гибкость в применении методов математико-статистической обработки, описании и объяснении полученных результатов. И.В.Боровской было установлено, что женщины-водители в сравнении с мужчинами больше беспокоятся о безопасном вождении и о соблюдении технической безопасности, тогда как мужчины значительно более уверенно чувствуют себя при парковке, чем женщины. При этом мужчины более вежливо, чем женщины, ведут себя на дороге, и в большей мере способны планировать свой маршрут, предвидеть возможные трудности и подстраиваться под них. Автор делает вывод о том, что для женщин вождение автомобиля – это, прежде всего, взаимодействие с машиной, а для мужчин – еще и общение с другими участниками дорожной ситуации. И.В. Боровская установила, что с увеличением возраста и стажа увеличивается забота водителя о безопасности, а также что жизненные ценности водителя связаны со стилем вождения. Автор заключает, что умеренно агрессивные люди в большей степени уверены в себе, при этом они склонны заранее планировать свой маршрут или действия, в результате чего, вероятно, их уверенность повышается. Показано, что поведение респондентов в экспериментальной ситуации коррелирует с результатами их самооценки, что свидетельствует о достаточно развитой способности водителей осознавать стилевые характеристики своего поведения на дороге. Гипотеза автора о том, что между представлениями водителей о своем поведении и реально проявляемым ими в эксперименте поведением существуют различия, подтвердилась лишь частично. Выявленные автором эмпирические факты представляют несомненный интерес для социальной психологии. Практическая ценность исследования заключается в возможности разработки на его основе программ с целью коррекции стиля вождения и повышения культуры дорожного движения. Замечания, которые возникают по мере знакомства с исследованием, касаются следующего: 1) Очевидно, что существуют и иные факторы, влияющие на поведение водителей, помимо тех, которые рассмотрены в работе. Описание этих факторов или указание на них могло бы способствовать более глубокой оценке полученных результатов. 2) Уточнение понятий «импульсивность» и «планирование» позволило бы корректнее оценить особенности действий водителей. 3) Некоторые шкалы в опроснике для экспертов не имеют прямого отношения к заявленным в работе ситуациям. Например, шкала «Уверенность при парковке» может быть применима только к ситуации парковки. Однако сделанные замечания не снижают ценности проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа И.В.Боровкой – оригинальное исследование, по-новому освещающее психологические проблемы поведения водителей на дороге. Результаты исследования имеют практическое значение и перспективу дальнейшего изучения. Работа заслуживает оценки «отлично». Кандидат психологических наук, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого ________________Оленникова М.В. Официальный адрес С-ПбПУ: 195251 Санкт-Петербург, ул. Политехническая 29 31.05.2017