Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу С. Сурангкананг “МУЗЕЕФИКАЦИ ДВОРЦОВ В ТАИЛАНДЕ: НА ПРИМЕРЕ ДВОРЦА БАНГ ПА-ИН” Выпускная квалификационная работа С. Сурангкананг посвящена актуальной проблеме музеефикации объектов историко-культурного наследия как одному из направлений развития современного музейного мира. Особую значимость работе придает то, что объектом исследования в ней выступает тайский материал - совершенно неизвестный в отечественной музеологической традиции. Специфика объекта определяет двойную перспективу исследования - с одной стороны, автор рассматривает особенности конкретного эмпирического материала (характерные черты тайских королевских дворцов и реализованные/возможные подходы к их музеефикации). С другой стороны, пристальное внимание в работе уделяется самому феномену бытования и функционирования музейных стратегий в контексте культуры, для которой западные музейные идеи являются привнесенными извне. Значимость такой двойной перспективы полностью осознается автором работы и определяет ее структуру. Первая глава оказывается посвящена общей проблеме музеефикации как стратегии культурного развития и рассматривает ее, соответственно, на тайском и зарубежном (западном и российском) материале. Автор демонстрирует здесь базовое знание историографии, существующей на русском, английском и тайском языках, навыки анализа научных текстов и понимание значимости социокультурного контекста для рецепции научных идей. Особый интерес представляет предпринятая автором попытка анализа соответствующего терминологического аппарата (музеализация/музеефикация и т.д.). Важно отметить, что автор рассматривает здесь не только сугубо теоретические вопросы, но и законодательную базу, что, безусловно, позволяет дать более объемную картину музеефикации культурного наследия Таиланда. Во второй главе тайский дворец рассматривается как особый феномен культуры. Автором предпринимаются попытки выявить его наиболее характерные (типологические) черты и соотнести их с конкретным примером - дворцом Банг па-ин, находящемся в центре исследования. Третья глава предлагает синтез материала, собранного в двух предыдущих, и анализирует возможности музеефикации дворцов, предлагая не только дескриптивную характеристику сделанного на практике, но и намечая определенные перспективы возможного развития на будущее. Автор работы демонстрирует точное понимание основных жанровых особенностей сочинений такого рода, характеризует объект и предмет исследования, намечает цели и задачи. Причем эта характеристика не является сугубо формальной, а отражает реальное содержание работы. При написании работы был использован достаточно широкий круг историографии на нескольких языках, причем значительная часть этой историографии оказывается совершенно новой для российской музеологии. Новой является и сама тема, и в этом отношении чрезвычайно важно, что, перечисляя методы, используемые в работы, автор упоминает сравнительно-исторический метод, позволяющий приблизиться к пониманию того, насколько описываемый опыт Таиланда может быть применим в отечественном музейном деле. В целом, выпускная квалификационная работа С. Сурангкананг является самостоятельным научным сочинением, написанном с привлечением нового эмпирического материала и широкого круга историографии. Автор четко определяет цели и задачи исследования и последовательно идет к их достижению. Нельзя не отметить трудности с соблюдением норм академического письма, которые, безусловно, присутствуют, но могут быть признаны практически неизбежными в работе такого объема. Представляется, что данная работа отвечает критериям, предъявляемым к работам такого рода и может быть оценена положительно. Старший преподаватель кафедры музеологии Института истории СПбГУ Чебаненко С. Б.