ОТЗЫВ научного руководителя профессора Т.В.ИЛЬИНОЙ на магистерскую диссертацию А.И. Винокуровой на тему «Формирование района «Старая Сильвия» в Павловском парке» Архитектурно-парковый ансамбль Павловска – одна из интересных и неисчерпаемых тем для исследователя. Работа Анастасии Винокуровой посвящена конкретно определенной части Павловского парка – району так называемой Старой Сильвии, о которой писалось не так уж много. На скрупулёзно собранном и тщательно проанализированном материале магистрантка раскрыла символический смысл программы Старой Сильвии, ее радиально-лучевой схемы 12 дорожек, и мифологическое значение украшающих ее скульптур (фигуры Аполлона и 9 муз), акцентируя внимание на месте расположения района Старой Сильвии в системе планировки всего Павловского парка и высказав предположение о прототипах подобной системы. Историографическая глава охватывает материалы, касающиеся темы, от начала Х1Х века до начала ХХ1 (с писем Шторха 1802 до работы М. Нащокиной 2007 года, то есть более чем за 200 лет). На обширном материале от монографических исследований о Павловске до путеводителей разных лет А.Винокурова выделяет то, что данная работа внесла в ее тему, используя сравнительный анализ и выявляя свое свободное владение аналитическим методом исследования. Основная часть работы посвящена многим аспектам, прежде всего истории становления Старой Сильвии в контексте самого Павловского ансамбля, что в литературе исследовано много менее, чем, скажем, Павловский дворец. Автором тщательно проанализирован вопрос о границах Старой и Новой Сильвии, не обойдены и наиболее спорные моменты, в которые автор вторгается со всей смелостью неофита. Не сухим пером, а с большой любовью и пылом описана круглая площадка с идущими от нее 12 дорожками; тщательно фиксируются все изменения во времени в декоративном убранстве со ссылками на источники и имеющиеся соответствующие публикации (пример - Памятник родителям). Образно рисуется картина бытования «Амфитеатра» Бренны с его близостью к воде, мысленно возникающими призрачными парусниками и шлюпками и ощущением празднества в духе венецианских театров. Тщательно фиксируются потери во времени (например, замена статуи Флоры, сброшенной с пьедестала в 1920 г. посетителями парка статуей Весталки, возвращенной только в 60-е годы прошлого столетия). Прослежены этапы реставрации скульптуры Руинного каскада, работы Мартоса над памятником Александры Павловны. Особое внимание А. Винокурова уделила бронзовой скульптуре Старой Сильвии (отлив античных образцов по восковым моделям Ф. Гордеевым), проследив по документам их «миграцию», изменение местоположения на площадке. Как уже говорилось, в центре внимания магистра – раскрытие программы района Старой Сильвии, символическое значение площадки 12 дорожек и мифологический смысл ее скульптур. На основе анализа известных гипотез автор убедительно отвергает теорию М. Семевского о роли площадки 12 дорожек как солнечных часов. Не вызывают возражений увиденные автором возможные прототипы планировки и радиально-лучевой системы павловских 12 дорожек в композиции «Круглый стол» парка принца Конде в Шантийи или «Бодур» в парке принца де Линя в Нидерландах (современная Бельгия). Прототипы скульптурных групп с фигурами 9 муз и Аполлона магистрант усматривает в близких мотивах в английском парке Стоу. Автор указывает эти примеры как близкие прототипы, но никак не копии, общее впечатление от западноевропейских памятников, вынесенное, прежде всего, императорской четой в путешествии под именем графа и графини Северных. Как и сам Павловский парк не слепая копия с английского пейзажного парка, а сложное соединение такого типа с чертами классического итальянского и архитектурного французского. В заключение не могу не отметить, что работа А. Винокуровой написана ясным языком, композиция продумана, хорошо структурирована, доказательства аргументированы, собственные концепции представляются вполне убедительными, автор умеет работать над источниками и справляется с большой и разнообразной литературой. доктор искусствоведения, профессор, кафедра истории русского искусства СПбГУ, Почетный профессор СПбГУ Т.В.ИЛЬИНА 11 мая 2017 г.