О т з ы в научного руководителя профессора кафедры сравнительной социологии факультета социологии СПбГУ А.В. Резаева о диссертации Ли Цзыбо (Li Zibo) «Сравнительный анализ процессов адаптации Китайских студентов, обучающихся в России и Южной Корее» («Chinese students in Russia and South Korea: comparative analysis of adaptation processes»), представленной на на соискание степени магистра по основной образовательной программе высшего образования по направлению 040100 «Социология», профиль «Европейские общества» / MA «Studies in European Societies» Квалификационная работа представленная Ли Цзыбо и являющаяся финальным шагом в его изучении социологии в рамках магистерской программы Санкт-Петербургского государственного Университета, посвящена сравнительному анализу процессов адаптации китайских студентов к повседневной жизни России и Кореи. Ключевой вопрос авторского исследования звучит следующим образом: «Каким образом культурная дистанция влияет на процесс социальной адаптации студентов из Китая в России и Корее?». Основные задачи работы заключаются в том, чтобы понять условия, институты и механизмы при которых различные группы студентов смогли бы сократить культурную дистанцию между собой, тем самым увеличив интенсивность процесса социальной адаптации в академической среде. В своем исследовании Ли Цзыбо применяет как качественные (интервью), так и количественные (анкетирование) методы на этапе сбора и обработки информации. Позиция студента в исследовательском поле, с одной стороны как участник процессов социальной адаптации, а с другой стороны как наблюдатель, позволила Ли Цзыбо достигнуть намеченных результатов. Его исследование может рассматриваться как профессиональный продукт, основанный на сравнительном анализе процессов адаптации иностранных студентов к повседневной жизни Санкт-Петербурга. Результаты полевых исследований, организованных и проведенных Ли Цзыбо является достоверными. Обобщая результаты, студент выносит на защиту следующие положения: во-первых, культурная дистанция между Китаем и Россией больше, чем между Китаем и Кореей; во-вторых, Китайские студенты в Южной Корее лучше адаптируются к принимающей среде чем китайские студенты в России; в-третьих, чем больше культурная дистанция, тем сложнее происходит процесс социальной адаптации, в-четвертых, нет четкой корреляции между культурной дистанцией и процессом психологической адаптации. Для меня было большое удовольствие работать с Ли Цзыбо. Считаю, что проделанная соискателем работа достойна публичной защиты в Государственной комиссии. Научный руководитель д.ф.н., проф. А.В. Резаев