РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Куди Анны Денисовны по теме «Особенности изображения св. воинов в монументальной декорации древнерусских храмов» Магистерская диссертация А.Д. Куди посвящена роли изображений святых воинов в иконографических программах древнерусских храмов. Во введении обозначена главная цель исследования: выявить закономерности и особенности в расположении образов святых воинов в интерьерах храмов и показать, каким образом подбор и соотнесение этих изображений с остальными элементами иконографической программы влияет на ее смысл, отражает те или иные аспекты почитания этих святых. Поскольку речь идет именно об особенностях древнерусской иконографической традиции, автор сосредотачивает внимание на ее византийских истоках и домонгольском периоде, когда эти особенности формируются. Такое сужение круга рассматриваемых памятников представляется вполне обоснованным. ВКР А.Д. Куди имеет ясную структуру, обоснованную задачами исследования. Во введении кратко описаны цели, задачи, методы, хронологические и географические рамки исследования. Далее следует традиционный историографический раздел и затем четыре главы: первые две посвящены обзору изображений святых воинов в византийских ансамблях доиконоборческого и средневизантийского периода; в третьей и четвертой главах анализируются иконографические программы древнерусских храмов XI и XII вв. В заключении подводятся итоги проведенного анализа. В историографическом разделе А,Д. Кудя демонстрирует хороший уровень владения отечественной и зарубежной научной литературой по исследуемой проблеме. Автор справедливо отмечает отсутствие работ, в которых был бы предпринят комплексный анализ иконографических программ именно с точки зрения роли в них образов святых воинов, что обуславливает актуальность настоящего исследования. Как незначительные недочеты этого раздела можно отметить отсутствие четкого разделения при анализе работ, основанных на данных письменных источников по истории почитания тех или иных святых воинов, и работ, посвященных собственно иконографии и иконографическим программам ансамблей. В этом разделе почему-то не упомянута книга П. Гротовского, к которой автор неоднократно обращается впоследствии. Первая и вторая главы, посвященные раннехристианским и византийским ансамблям, носят обзорный характер. Опираясь на существующую научную литературу, автор показывает, как в Византии сложились основные принципы построения ансамбля храмовой декорации, и какое место в них занимают изображения святых воинов. В силу фрагментарной сохранности и разнородности византийских ансамблей мозаик и фресок до конца ΧΙΙ в. автору было трудно учесть все факторы, влиявшие на подбор и группировку изображений святых воинов, такие как архитектурная типология храма, общий смысл иконографической программы, региональное своеобразие, художественный уровень. Поэтому А.Д. Кудя нередко ограничивается перечислением изображенных святых воинов и указанием их местонахождения в интерьере храма, хотя было бы желательно разобрать также соотношение этих изображений с другими элементами иконографической программы и предложить интерпретацию этих данных. В отдельных случаях интерпретация оказывается не совсем верной. Так, подбор изображений мучеников в Дафни соответствует не только календарному принципу, но и принципу иерархического распределения по чинам святости. Вывод о том, что в мозаических ансамблях святые воины занимают верхние части стен и сводов по причине ориентации на памятники XI в. неверен: в столичных мозаических ансамблях обычно вся декорация располагалась в верхних частях стен и в сводах, а в ансамблях, исполненных византийскими мастерами в Италии, большую роль играла местная специфика, которая не была учтена автором. Третья глава целиком посвящена ключевому древнерусскому ансамблю – мозаикам и фрескам Св. Софии Киевской, где образы святых необычайно многочисленны и важны для понимания общего замысла иконографической программы. В четвертой главе рассматриваются древнерусские ансамбли XII в.: мозаики Михайловского Златоверхого монастыря и фрески Кирилловской церкви в Киеве, фрески Мирожского монастыря во Пскове, церкви Св. Георгия в Старой Ладоге, Евфросиньева монастыря в Полоцке и Нередицы в Новгороде. В этих главах автор в значительной степени опирается на иконографические исследования В.Д. Сарабьянова, Н.В. Пивоваровой и др., а также на исследование М. Уайт, посвященное особенностям культа святых воинов на Руси. Сравнительный иконографический анализ этих ансамблей вкупе с привлечением некоторых археологических данных позволяет подтвердить гораздо более прямую, чем в Византии, связь изображений святых воинов с личностью заказчика. Культ святых покровителей князей, их родственников и приближенных, а также наличие ктиторских погребений и другие подобные факторы приводят к существенным изменениям в подборе и расположении изображений святых в пространстве храма, к новым вариантам соотношения этих образов с другими сюжетами росписей. В заключении суммируются выводы проведенного анализа материала, которые в целом выглядят убедительно и обоснованно. Несмотря на указанные выше недостатки, к которым следует добавить некоторую неряшливость в стиле изложения, А.Д. Кудя достойно справилась с поставленными в рамках магистерской диссертации задачами, а ее ВКР заслуживает оценки «хорошо». «12» мая 2017 г. Захарова Анна Владимировна