ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕТНА НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ обучающегося СПбГУ по направлению подготовки 46.04.01. «История», образовательная программа магистратуры ВМ.5543.2015 «История» (профиль «Теория и методология исследования культуры в историческом процессе») Симоновой Екатерины Сергеевны «Эксцентричный феминизм в моде эпохи авангарда» Выпускная квалификационная работа Симоновой Е.С. посвящена изучению проявлений феминизма в модной индустрии эпохи авангарда. Представляется, что выбранная дипломантом тема в полной мере отвечает требованиям актуальности уже в силу того, что в современном мире интерес к проблемам гендера неуклонно возрастает, проявляясь в научных исследованиях в области социологии, истории, психологии, философии, менеджмента, искусствознания и т.д., в произведениях литературы, кинематографа, театрального искусства, живописи, современного искусства. В то же время, как справедливо отмечает и сам автор, мода уже с 1930-х гг. начинает пониматься как процесс, создающий массовое поведение. Структура работы Екатерины Сергеевны обоснована задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении автор ставит цели и задачи своего исследования, оговаривает методологию и хронологические рамки, касается источниковой базы. В первой главе «Изменение положения женщин в историческом процессе» подробно рассматривается положение и роль женщин в обществе, а также изменение гендерных отношений в историческом процессе. Целью данной главы было создание общего представления о положении женщин в европейском пространстве. Глава поделена на пять параграфов, в каждом из которых представлены краткая характеристика различных исторических эпох от первобытного мира до Нового и Новейшего времени, включающая в себя как классические, так и современные концепции. Стоит отметить широкую и методологически обоснованную выборку исследований по данной проблематике, которые были подобраны автором работы для написания главы, а также удачный опыт создания краткой истории положения женщин в европейском обществе. Екатерина Сергеевна с успехом использует как классические труды в этой области, так и современные исследования в рамках выбранной ею методологии историографической работы. Вторая глава «Основные направления феминизма первой половины XX века» состоит из двух параграфов. В первом рассматриваются основные направления феминизма (либеральный и социалистический), которые наиболее сильно повлияли на переосмысление «природы» женщины и ее роли в жизни общества и государства во второй половине XIX – первой трети XX вв. Также подчеркивается, что с достижением основных целей (получение женщинами политических прав) активность обоих направлений практически сходит на нет. Во втором параграфе раскрывается значение «культурного» феминизма в моде, который в период между двумя войнами становится в авангарде процесса создания визуального образа эмансипированной женщины. Для демонстрации многообразия этого явления представлены три женщин-кутюрье: Жанна Ланван, олицетворяющая образ женщины, поддерживающей традиционные ценности, Коко Шанель – пример женщины-эгоиста, которая, осознав всю специфику современной ей эпохи, смогла вписать собственные интересы и амбиции в формирование нового представления о женском стиле, и третий, наиболее яркий, образ эксцентричной женщины-художника представляет Эльза Скиапарелли, которая привносит в моду элементы сюрреализма. И хотя эти женщины не объявляют себя феминистками, каждая из них является примером того, как женщина, реализовавшая себя в новом мире, стремится повысить самоценность других женщин в обществе и изменить форму их репрезентации. Третья глава «Эксцентричный феминизм Запада на службе советской моды 1930-х годов» подробно рассматривает приезд Эльзы Скиапарелли в Москву и взаимное влияние советского культурного пространства 1930-х годов и итальянского модельера на мир моды середины XX века. Заключительные положения работы основаны на доказательной базе предыдущих глав и позволяют охватить ретроспективным взглядом социальные проблемы женщины в обществе, а также расставляют ключевые акценты на теме феминизма, проявившегося через моду в 1930-х годах. Спектр использованной Екатериной Сергеевной литературы, в том числе на иностранных языках (монографические и периодические издания, сборники статей, архивные материалы), говорит о тщательности проделанного исследования. Таким образом, содержание выпускной квалификационной работы соответствует заявленной в названии теме. Работа является самостоятельным, оригинальным исследованием на актуальную тему, выполненным на высоком профессиональном уровне. Тем не менее, в работе присутствует и ряд недостатков. Во-первых, использование термина «эксцентричный феминизм» нигде не поясняется. С другой стороны, магистрант множество раз использует определение «эксцентричный» применительно к Эльзе Спиапарелли в качестве синонима слов «экстравагантный», «необыкновенный» и т.п., что запутывает читателя, не получившего определения термина, заявленного в названии. Зачастую автор использует термин «культурный феминизм», поясняя его в сноске следующим образом: «В данном случае имеется в виду вовсе не направление, тесно связанное с радикальным феминизмом, зародившееся в 60-х годах, а феномен высокой активности женщин в культуре и искусстве». На наш взгляд, такого пояснения при использовании в названии именно термина «эксцентричный феминизм» недостаточно. Второе замечание касается структуры работы. На наш взгляд, присутствует явная избыточность текста: первая глава, при всей ее познавательности и широкой историографической базе, перегружает исследование, не позволяя должным образом сосредоточиться на главной проблеме – проявлении феминизма в модной индустрии 1930-х гг. Это же отражают и задачи, поставленные исследователем во введении: круг задач слишком широк и далеко уходит от заявленной цели работы. В качестве рекомендации мы посоветовали бы магистранту в будущем ограничить историографическую часть работы и сконцентрировать внимание читателя на ключевых для достижения поставленных целей исследования аспектах. Третье замечание относится к третьей главе квалификационной работы. Именно в этой главе Екатерина Сергеевна проявила себя наилучшим образом как самостоятельный исследователь, сделав открытие, касающееся точного времени пребывания Эльзы Скипарелли в СССР. Это исследование, основанное на различных документах, также способствовало уточнению начала работы первого советского Дома моделей на Сретенке (1934), которое в работах, посвященных моде относят и к 1935 г., и к 1936 г., а иногда и к 1938 г., путая его с Московским Домом моделей на Кузнецком мосту. Выяснение точного времени пребывания модельера в Москве позволило иначе взглянуть на процесс формирования визуального канона «новой» советской женщины, который начинается в ходе второй пятилетки (1933 – 1937 гг.), а также оценить степень реального влияния на него западной моды в лице всемирно известного кутюрье Эльзы Скиапарелли. Однако структура главы выстроена таким образом, что само это открытие проходит для читателя практически незамеченным, а точные даты визита Скиапарелли не акцентируются в каком-либо кратком выводе по этому сюжету. Хотелось бы рекомендовать исследователю не проявлять излишней скромности в данном вопросе, подчеркивать новизну своей работы и демонстрировать ключевые особенности и достоинства работы в полной мере. Также следует отметить, что главы, касающиеся индустрии моды, украсили бы иллюстрации: без них, зачастую, трудно представить предмет разговора, каким бы подробным ни было словесное описание. Кроме того, присутствует ряд стилистических и орфографических неточностей, опечаток, на которых мы не будем останавливаться подробно. Названные замечания нисколько не умаляют ценность работы и не влияют на ее качество. Выпускная квалификационная работа соответствует всем требованиям, отличается высоким уровнем актуальности и профессионализма и заслуживает оценки «отлично». Рецензент Научный сотрудник выставочного отдела ФГБУК "Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина" О.С.Головина