РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Поповой Марины Дмитриевны (ФИО) по теме «Подготовка кадров лесного ведомства в системе профессионального образования Российской империи в первой половине XIX в.» Работа студентки Марины Дмитриевны Поповой посвящена одной из проблем истории профессионального образования в России XIX в. В ней впервые в отечественной историографии комплексно изучено зарождение и развитие лесного образования в России в первой трети XIX в. Содержание работы, где последовательно прослежено развитие науки о лесном деле и ее связи с созданием учебных заведений полностью соответствует теме. В трех главах работы раскрыта деятельность учебных заведений, первые шаги создания лесного образования, как части профессионального образования России. Вторая и третья главы посвящены двум центрам лесного образования - Санкт-Петербургу и Оренбургу. Последний центр выделен и охарактеризован впервые, так как исследователи не уделяли должного внимания подготовки кадров в этом городе. М.Д. Попова в работе выделила важную задачу проблему государственной политики в области лесного образования, а также изучение деятельности первых учебных заведений в Царском селе, Козельске и Орле и их влиянии на последующее создание двух ведущих учебных заведений Лесного института в Санкт-Петербурге и Училища лесоводства и земледелия в Оренбурге. В работе привлечен богатый историографический массив, представленный как работами по истории образования и лесного дела, так и по истории отдельных организаций и историко-краеведчесские исследования петербургских и оренбургских авторов. Выводы исследования логичны, они соответствую поставленным задачам, где дана характеристика лесного образования, его подходам и задачам. Представляется бесспорным вывод автора, что современное образование и образование в начале ХIX в. имею кардинальные отличия по наполнения учебного курса и задачам перед выпускниками. Вывод о влиянии государства на лесное образование вполне очевиден из текста работы, а его многопрофильность является одним из результатов отнесения лесов к различным министерствам и ведомствам. Одним из главных положительных результатов исследования стало введение в научный оборот новых источников, не только федерального архива – РГИА, но и почти не использованного в подобных исследованиях регионального Государственного архива Оренбургской области (ГАОО). Всего ее введено в оборот 79 архивных источников, которые составляют источниковедческое значение работы. Привлечение опубликованных исследований, обогащают историографическое значение, расширяя границы узкоспециальной исторической и педагогической литературы по истории образования до историко-краеведческих трудов. Изучение деятельности отдельных учебных учреждений это не только развитие лесного образование, но и их вклад в развитие региональной культуры и образования, что явствует из текста работы. Работа написана хорошим научным языком, ошибки и опечатки в ней отсутствуют, при чтении прослеживается логика построения материала в тексте. Работа Марины Дмитриевны Поповой соответствует всем требованиям ФГОС, может быть представлена к защите. Выпускная квалификационная работа заслуживает высокой оценки, учитывая ее историографическое значение, как для истории лесного образования, так и для исторического регионоведения. « 25»_ мая 2017 г. Степанов С.В.