Отзыв научного руководителя на магистерскую диссертацию студентки Ивановой Виктории Михайловны по теме: «ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ», выполненную на кафедре политической психологии факультета психологии СПбГУ. Диссертационное исследование Ивановой В.М. выполнено в рамках одного из активно развивающихся направлений в политической психологии – исследования позиционирования политических событий, организаций и персон в публичном пространстве. Виктории Михайловна во время работы над исследованием проявила себя как человек, заинтересованный в научной деятельности, как вдумчивый исследователь. В процессе подготовки, организации и проведения эмпирического исследования Виктория Михайловна продемонстрировала навыки практического психолога – умение коммуницировать, провести беседу с респондентами, подбирать методический инструментарий. Также она активно участвовала в семинарах, обсуждениях и дискуссиях по проблемам психологии влияния, медиапсихологии, политических представлений. Иванова В.М. корректно использовала методы математической статистики, проявив навыки применения и обработки полученных эмпирических данных. Полученные Ивановой В.М. результаты важны для дальнейшего изучения факторов влияния на политическое поведение, а также для анализа смыслового содержания восприятия политических имиджей, особенностей политических представлений и все возрастающей роли визуализации в презентации повестки дня, актуальной политической проблематики, персон и политических организаций с использованием возможностей новых медиа и социальных сетей. Иванова В.М. проявила себя как квалифицированный исследователь, вдумчивый и самостоятельный, готовый к профессиональной деятельности. Научный руководитель Кандидат психол. наук, доцент кафедры политической психологии СПбГУ Свешникова Н.О. РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Ивановой Виктории Михайловны «ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ» Современный мир, в котором живет каждый из нас, является миром высоких технологий, изобилующим разного рода информацией, часто визуального характера. По большому счету использование визуального языка сегодня получило статус фактически обязательного элемента коммуникации с самой разной аудиторией. Индустрия рекламы, будучи одной из наиболее оперативно подстраивающихся под современные реалии отраслей, стремится использовать визуальную коммуникацию в качестве инструмента передачи информации, формирования установок и воздействия на поведение потребителей. Большое значение при этом приобретает восприятие рекламной информации аудиторией, поскольку именно оно определяет эффективность рекламного продукта. В этой связи представленная работа, посвященная исследованию восприятия визуальных образов в политической и коммерческой рекламе потребителями, представляет несомненный интерес, является актуальной и значимой с точки зрения теории и практики политической психологии. Целью исследования является выявление особенностей визуальных образов в политической и коммерческой рекламе у потребителей. Объектом данного исследования являются жители Санкт-Петербурга и эксперты в области рекламы и дизайна. Предметом исследования являются Визуальные образы рекламных продуктов политической и коммерческой рекламы. Сформированы следующие гипотезы: 1. Рядовые и эксперты имеют отличия в восприятии имеющихся в визуальных образах в политической рекламе информаций, ценностей, эмоциональной составляющей. 2. Люди с эктернальным и люди с интернальным локусом контроля имеют отличия в восприятии имеющихся в визуальных образах рекламы смыслов, ценностей, информаций. 3. Чем больше в визуальных образах политической рекламы воспринимаемого недоверия и принуждения, тем больше реклама вызывает безразличия, тревожных и неприятных ощущений, и тем меньше она воспринимается как оригинальная и обладающая смыслом. Для проверки гипотез и реализации основных исследовательских задач были использованы следующие методы: локус контроля Дж. Роттера; методика оценки изображения Н.О. Свешниковой; методика оценки качественных особенностей визуальных образов в рекламе Н.О. Свешниковой; методы качественной и математико-статистической обработки данных, таких как корреляционный анализ Пирсона, дисперсионный анализ. В первой главе дан обстоятельный и развернутый анализ таких психологических составляющих, как визуализация, визуальные образы, восприятие и роль их в политической психологии. Представлен анализ существующих подходов к пониманию визуализации, визуальных образов, восприятия. Раскрыта их роль и сущность в политической рекламе. Проведен сравнительный анализ политической и коммерческой рекламы. Вторая глава посвящена описанию выборки, процедуры исследования, представлению методов и методик эмпирического исследования. Третья глава посвящена анализу и интерпретации полученных результатов исследования. Статистическая обработка полученных данных была проведена в IBM SPSS Statistics 20. Представлен качественный анализ результатов исследования восприятия политической и коммерческой рекламы экспертами и рядовыми участниками. Выявлены значимые различия между интерналами и экстерналами в восприятии визуальных образов рекламы, а также получены интересные взаимосвязи между различными элементами восприятия политической и коммерческой рекламы. Обработка полученных результатов показала хороший уровень владения навыками представления полученных данных. В выводах автор представил обобщенный анализ интерпретации. Сильными сторонами работы являются глубокий теоретический анализ автором исследуемой проблемы, логическая последовательность в изложении материала, четкость представленных формулировок, научный язык изложения, использование надежных и валидных психодиагностических методик, грамотная интерпретация результатов эмпирического исследования, ясная и последовательная аргументированность сформулированных выводов. Все это свидетельствует о достаточно серьезной профессиональной подготовке автора данной работы. Вместе с тем, работа не лишена и некоторых недостатков: 1. В работе присутствует хороший качественный анализ различий в оценках рядовых граждан и экспертов по методикам исследования, однако отсутствует их количественный анализ с помощью соответствующих критериев, поэтому описанные автором различия между представленными группами могут носить незначимый характер с точки зрения статистики. Что не позволяет однозначно подтвердить или опровергнуть первую гипотезу исследования. 2. Малый размер группы экспертов (8 человек). Указанные замечания не влияют на положительную оценку работы. Представленная выпускная квалификационная работа Ивановой Виктории Михайловны «Особенности визуализации в политической рекламе» соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР, и заслуживает оценки «отлично». Доцент кафедры психологии личности ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа», кандидат психологических наук Ю.М. Тарадина