ОТЗЫВ научного руководителя , к.ф. н., доцента СПбГУ Секацкого Александра Куприяновича на выпускную квалификационную работу Щепановской Сияны Витальевны «Сквозная онтология слова: от творческих глаголов до вершин поэзии (Язык как измерение человеческой реальности). С. В. Щепановская выбрала непростую тему и предложила свой собственный угол зрения, чтобы исследовать соотношение метафизики, поэзии, музыки, тела и практики письма и чтения. Такое сопоставление интересно каждому мыслителю, тем более претендующему на звание философа, но обычно дело ограничивается имплицитными соображениями, как сказал бы Декарт, «смутными и неотчетливыми». Однако Сияна Щепановская подходит к делу, руководствуясь не только точной интуицией, но и надежным философским инструментарием, включающим в себя и немецкую классическую философию, и наиболее яркие образцы французского постструктурализма. Автор рассматривает взаимное перекрещивание имманентных рядов, выделяя точки, где однородная причинность утрачивает свою действенность, чтобы уступит место вторжению, трансцендентному подключению и, говоря словами Жижека, разрыву. Вот всего лишь голос – но при случае он может оказаться важнее содержания сообщения. Или поэзия – уж для нее–то, казалось бы, нет преград, но ведь встречаются и «прозы пристальной крупицы», которые оказываются точками кристаллизации, без них поэзия может просто свернуться в неразличимый туман. А тело? Вот что пишет сама Щепановская: «Тело же – в мышлении как то, к чему необходимо выстроить свободное, различенное отношение, найденной точки опоры в «понятии тела» – как точки ясности внутри этого феномена, которое дает мысли опереться как человеку, личности, как уникальной сцепки самого себя и собственного существования…» Так перед нами возникает сложное переплетение, и если справедливо евангельское изречение «Дух дышит, где он хочет», то мы имеем дело со средой его дуновения и дыхания, имеющей разные имена – от устаревшего «духовность» до совершенно светского имени «культура» - и все эти имена страдают роковой неточностью. Скорее всего речь идет именно о сквозной онтологии слова, где базисные понятия приходится выстраивать заново или, по крайней мере, перепроверять: «Значит, что пространство в некотором смысле музыкально, или как минимум ближе к «шуму», чем к «тени» или «отсвету»: поскольку существует как точка события, во времени – и остается только указать на то, что не время, но «пространство» ускользает». В работе много таких интересных находок, свидетельствующих и о неожиданных ходах в раскрытии темы, и о поэтической и метафизической одаренности автора. К недостаткам текста можно отнести некоторую сумбурность или, если угодно избыточную экспрессивность, поэтому далеко не везде концы сведены с концами. Скорее всего, этот недостаток является обратной стороной избранного стиля и самого принципа сквозной онтологии. В целом же текст является содержательным, насыщенным мыслью и обладающим высокой квотой оригинальности. Полагаю, что квалификационное исследование С. В. Щепановской заслуживает самой высокой положительно оценки. Работа соответствует необходимым квалификационным требованиям и нормативным документам, регулирующих проведение государственной итоговой аттестации в СПбГУ. Отзыв составлен кандидатом философских наук, доцентом кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Секацким Александром Куприяновичем. Телефон 8911 717 1323 Электронная почта aksek@inbox.ru 17.05.17.