РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию Навныка Анастасии Алексеевны на тему: "АКТУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПАМЯТНИКАХ КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ СВ. СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ" Актуальность темы. Проблема принципов музеефикации культовых зданий, имеющих художественное, историческое и общекультурное значение, сейчас стоит очень остро, и в этом смысле диссертационное исследование Навынка А.А. без сомнения находится на пике актуальности. Автором подробно освещается важнейшая роль музеев в сохранения традиционной духовно-нравственной культуры в реалиях современного общества потребления, раскрываются механизмы сохранения культурной памяти в экспозиции музеев-храмов на территории мусульманских стран. Это направление приобретает особое значение в современный период напряженного диалога Запада и Востока. Актуальной работу делает, также, освещение использования визуальных технологий и развития новых диалогических интернет-форм репрезентации музейных коллекций, что соответствует приоритетным тенденциям развития современного музея. Структура и научная значимость. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы (95 наименований). Структура, логика и методика изложения раскрывают специфику музейной экспозиции в храме-памятнике, художественный образ которого складывался под влиянием различных религий. Автор раскрывает и обосновывает способы и историко-культурные основания экспонирования в одном храмовом пространстве артефактов противоборствующих религий. Источники, представленные в работе, отражают междисциплинарный взгляд на проблему: привлекается литература по византологии, культуре и искусству ислама, по истории строительства и археологических исследований Св. Софии и других храмов-памятников средиземноморского региона, по теории и практике музееведения. В первой главе "Историография исследования" подробно рассказывается об истории изучения Святой Софии и музеефикации ее культурного наследия. В ней собраны описания храма, его архитектуры и убранства, начиная с древнейших времен, которые становятся важными свидетельствами для выстраивания экспозиционной картины памятника. Вторая глава «Историко-культурное наследие Св. Софии Константинопольской» посвящена археологическим исследованиям, степени сохранности памятника в контексте исторической проблематики региона. Особенно подробно освящен вклад в сохранение христианского наследия на территории Турции Русского Археологического Института в Константинополе в XIX веке, Византийского института Америки и американского центра византинистики Дамбартон-Оакс в XX-XXI веках. Одновременно автор анализирует работы современных византологов, посвященных храмовым пространствам в православии и мусульманства (Лидов А.М., Шукуров Ш.М.) с позиции использования их в актуализации культурного наследия Софии Константинопольской в современной культуре. Интересны рассуждения о «музейной» функции христианских храмов, которые исторически выполняли функцию охраны и сохранения вещественных свидетельств исторической памяти народа. Автор делает вывод, что современная тенденция к музеефицикации храмов не находится в жестком противоречии с их историческим назначением. Автор делает вывод, что музейная форма существования для храма-памятника в некоторых случаях в настоящее время даже более приемлема, так как снимает противоречия между различными формами собственности и претензии на одно и то же здание приверженцев различных религиозных культов. Однако, опираясь на труды П. Флоренского и других авторов, развивавших христианское богословие образа, А.А. Навныка полагает, что только литургическое действо может в полной мере раскрыть художественный замысел памятника. Третья глава "Особенности визуализации духовно-материального наследия памятников в христианской и мусульманской традиции" посвящена музейной проблематике, связанной с анализом уже существующей визуализации образов и смыслов христианства и ислама в пространстве Св. Софии Константинопольской, предлагаются способы его обновления и коррекции, с использование древних построек на территории храмового комплекса и развитием интернет-ресурсов музея. Таким образом, работа содержит и научно-теоретическую и практическую составляющие, но необходимо высказать ряд замечаний: 1. В работе присутствует некоторый «перекос» в историко-теоретическую сторону. Параграф 3.2. Историко-художественный проект музеефикации комплекса Св. Софии Константинопольской хочется видеть более подробным. 2. Можно придраться, также, к некоторым стилистическим огрехам в изложении материала. Но в целом, работа А.А. Навныка актуальна, самостоятельна, имеет творческий характер. В ней выдержана научная логика изложения материала, выводы подкрепляются значительным научным аппаратом исследования, продемонстрированы глубокие знания по выбранной теме; библиография отражает современные научно-теоретические и практические подходы. По представленной структуре, объему, раскрытию целей и задач, научно-теоретической проблематике работа А.А Навныка отвечает требованиям ВКР и может заслуживать отличной оценки. 17.05.2016. Кандидат культурологии, старший научный сотрудник Российского института истории искусств О.В. Губарева