Отзыв научного руководителя на магистерскую диссертацию Навныки Анастасии Алексеевны Содержание работы, ее структура, представленный научно-теоретический материал соответствует заявленной теме и воспроизводит логику проведенного исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, четырех параграфов, Заключения и Списка литературы (107 наименований, включая литературу на ин. языках и эл. ресурсы) Актуальность магистерской квалификационной работы А.А. Навныка, посвященной культовому зодчеству на примере всемирного известного памятника, – Св. Софии Константинопольской, определяется проблемами сохранения культурного наследия, всемирно значимой святыни, раскрывающей духовно-исторические, эстетические и нравственные образы восточно-христианской культуры. Как показано в работе, исследование религиозно-эстетического, исторического и нравственного контекста культовых памятников невозможно вне анализа исторических антиномий, возникающих при взаимодействии таких важнейших институтов, как Церковь, Музей и Государство. Значимость темы актуализируется возрастающим на современном этапе фундаментальным диалогом христианства и ислама. История и художественное наследие Св. Софии далеко выходит за рамки своего времени и страны, ибо помогает осознать своеобразие и глубину византийской культуры, ее сложность, внутренний и сокровенный смысл, влияние на христианскую Эйкумену. Осознание культурно-религиозной уникальности данного памятника, Божественной красоты, заложенной в визуальных формах, определяет масштаб, методы и значимость проблем музеефикации. Актуальность темы связана еще и с тем, что на современном этапе усиливается религиозно-светская миссия культуры и музея. Исследование Св. Софии как наиболее яркого и выдающегося памятника византийского искусства, предполагает выявление его религиозно-философских, историко-эстетических, художественных и научно-технологических аспектов. Анализ теоретических и практических основ музеефикации зарубежного и российского опыта может послужить взаимному сотрудничеству. При этом необходимо отметить, что не одно поколение русских и зарубежных мыслителей, философов, деятелей Церкви, писателей и музыкантов, просто паломников духовно вырастали, преображались под воздействием Св. Софии Константинопольской. Именно в ней открываются, как когда-то послам будущего равноапостольного князя Владимира, христианское понимание Истины, Красоты и Блага. Научная новизна и достоинство работы А.А.Навныки связано, в первую очередь, с умением профессионально и грамотно работать с источниками, способствующими масштабному видению. Удачным дополнением научных трудов являются литературные произведения, повествующими о Св. Софии: экфрасисы Прокопия Кесарийского, Павла Силенциария, жанры "хождения" и "сказания"… Историографический анализ (первая глава) отражает взаимодействие церковной и светской науки, необходимое и в теоретических и практических сферах музейной, искусствоведческой и исторической проблематики. Во второй главе "Историко-культурное наследие Св. Софии Констатинопольской» речь идет об историко-художественных и научно-теоретических этапах изучения и способах актуализации наследия. Анализируются вопросы музеефикации, реставрации и практики размещения в памятниках архитектуры музея как культурной институции, исследуются этапы истории музеефикации культового зодчества. Кратко описывается реставрационная методология. Проводится экскурс в историю музеефикации: от языческих храмов, Александрийского мусейона до церковных памятников 20 века. Для проблем музеефикаци важен опыт преобразований Парфенона, его трансформаций, отражающих религиозно-историческую эволюцию при смене идеологии. Исследуется роль научных институций, таких как деятельность РАИК по сохранению и изучению христианского наследия, Византийского института Америки и Т. Уитмора. В 3 главе" Особенности визуализации духовно-материального наследия памятников в христианской и мусульманской традиции» проводится анализ визуализации образов и смыслов в христианстве и исламе в пространстве Св. Софии. Круг анализируемых вопросов, говорит о широте научных интересов автора: рассматривается религиозно-эстетическое значение Св.Софии для восточно-христианского мира, этапы преобразования в мечеть. Проанализированы религиозно-тематические, художественные и структурные элементы, связывающие ислам и христианство в музейном пространстве современной Св. Софии. И, наконец, в параграфе 3.2 предложен историко-художественный проект комплексной музеефикации Св. Софии Константинопольской. Таким образом, магистерская работа А.А. Навныки представляет срез важнейших проблем музееведческой и исторической науки: сохранение духовно-материального наследия, осмысление культурно-исторического опыта и этапов музеефикации; обозначает религиозно-эстетическую проблематику между христианством и исламом, актуальных на современном этапе; роль религиозных и музейных институций, международных сообществ, государства и идеологии в деле сохранения культурного наследия. Каждая из затронутых тем, может заслуживать фундаментальной научной разработки. Работа раскрывает вдумчивого, творческого и профессионального исследователя. По структуре, объему, раскрытию темы, владению научно-теоретическим аппаратом дипломная работа А.А.Навныки соответствует требованиям ВКР, и может заслуживать высокой положительной оценки. Научный руководитель доктор культурологи, профессор Цветаева М.Н.