Отзыв о выпускной квалификационной работе Климушина Степана Евгеньевича по теме «Межгенерационная динамика нравственной культуры». В работе С.Е. Климушина рассматриваются теоретические и прикладные аспекты анализа изменений нравственной культуры поколений, обусловленных модернизацией различных сфер общественной жизни. В ней содержится подробный обзор научной литературы по теме исследования, предлагается авторское определение понятия «нравственная культура», выявляются типы и основные признаки нравственной культуры, а также тенденции изменения этих признаков у младшего и старшего поколений. В первой части работы автор на основе сравнительного анализа различных определений нравственной культуры обосновывает принципы собственного подхода к анализу проблемы. Он рассматривает нравственную культуру как тип отношения к Другому, проявляющийся в определенных моральных установок, оценках и ценностях. Исходя из этого определения, С.Е. Климушин выделяет в современной России два типа отношения к Другому: старый тип, соответствовавший советской ценностно-нормативной системе, новый тип, соответствующий формирующейся российской ценностно-нормативной системе. Признаки, характерные для каждого из этих типов нравственной культуры, автор выявляет с учетом тех эмпирических данных, которые имеются в материалах Всемирного исследования ценностей за 1990-2011 гг. Анализ данных российской части этого исследования позволил автору выявить тенденции изменения характеристик старой и новой нравственной культуры у представителей младшего и старшего поколений. На основе применения теории межгенерационной динамики ценностей Р. Инглхарта, автор показал, что особенностями старого типа нравственной культуры являются: преобладание установки на формирование послушания и чувства ответственности у детей; более высокий уровень осторожного отношения к большинству людей; большая степень нетерпимого отношения к отклонениям от норм межличностных отношений; приоритетная ориентация на поддержание порядка в стране и борьбу с ростом цен. К особенностям нового типа нравственной культуры автор относит: преобладание установки на формирование независимости у детей; более высокий уровень доверительного отношения к большинству людей; большую степень терпимого отношения к отклонениям от норм межличностных отношений; приоритетную ориентацию на защиту свободы слова и предоставление народу возможности влиять на важные решения правительства. Во второй главе работы излагаются теоретические основы изучения межгенерационной динамики нравственной культуры, а также результаты проведенного автором анализа интегрированной базы данных Всемирного исследования ценностей за 1990-2011 гг. Здесь обосновано положение о том, что каждое поколение, выросшее в условиях перехода от одной стадии общественного развития к другой стадии, является носителем новой морали и соответствующей ей новой нравственной культуры. Автор считает, что старшее и младшее поколения современной России, формирование моральных установок, моральных оценок и моральных ценностей которых происходило в различных исторических условиях, являются носителями различных исторических типов морали и нравственной культуры. Во втором параграфе этой главы содержится квалифицированный статистический анализ эмпирических данных, характеризующих трансформации нравственной культуры поколений в процессе модернизации современной России. На основе результатов этого анализа автор делает вывод о том, что элементы новой нравственной культуры в относительно большей степени представлены у молодого поколения россиян, первичная социализация которого проходить в новых условиях жизни, возникающих под воздействием модернизации. Элементы старой нравственной культуры в большей степени характерны для старшего поколения, первичная социализация которого проходила в прежних условиях жизни, существовавших на предыдущей стадии развития общества. В работе показано, что старая нравственная культура является частью нормативно-ценностной системы выживания, сложившихся на индустриальной стадии развития, а новая нравственная культура является частью нормативно-ценностной системы самовыражения, формирующейся в период становления постиндустриальной стадии развития общества. Для реализации цели и задач своей работы автор выделяет в базах данных Всемирного исследования ценностей переменные, характеризующие моральные установки, моральные оценки и ценностные ориентации людей: установку на воспитание у детей послушания или независимости; осторожное или доверительное отношение к большинству людей; осуждение или оправдание морально спорных видов поведения; преимущественную ориентацию на обеспечение порядка или свободы, борьбу с ростом цен или расширение возможностей влияния на решения правительства. На основе подробного анализа этих установок, оценок и ориентаций у младшего и старшего поколений россиян в период с 1990 по 2011 гг., автору удалось выявить тенденции изменения нравственной культуры и показать, что все рассматриваемые в работе признаки новой нравственной культуры (установки на воспитание независимости и доверие большинству людей, моральная терпимость, ориентация на постматериалистические цели: свободу слова и влияние на решения правительства) у младшего поколения развиты в большей степени, чем у старшего поколения и что удельный вес носителей нового типа нравственной культуры будет увеличиваться по мере увеличения в составе населения страны доли представителей поколений, выросших в новых условиях жизни. Работа С.Е. Климушина является самостоятельной (согласно данным, полученным в Blackboard, заимствования составляют 20% и относятся к стандартным формулировкам, подробному описанию методики и инструментария исследования, списку использованной литературы и элементам оформления работы) и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе магистра по направлению – прикладная этика. Проблематика исследования является актуальной, название работы соответствует ее содержанию, исследование имеет четкую целевую направленность, в работе продемонстрирована логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах, материал изложен корректно с учетом принятой научной терминологии, полученные результаты достоверны и выводы обоснованны, стиль написания является научным, работа оформлена в соответствии с требованиями. Научный руководитель, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Г.П. Артёмов 18.05.2017.