РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию Васильевой Людмилы Николаевны «МЕТОДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ ИЗОБРЕТЕНИЙ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ МУЗЕЕ. (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ СВЯЗИ ИМЕНИ А.С. ПОПОВА)» Направление 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Магистерская программа «Визуальные технологии в музее» Научный руководитель: профессор Института философии, доктор культурологии Дриккер Александр Самойлович Тема диссертации Васильевой Л.Н. весьма актуальна. Научно-технические музеи – профиль сравнительно новый, но в связи с бурным научно-техническим прогрессом 20-21 веков именно эти музеи привлекают едва ли не наибольшее внимание в глобальном мире и дают максимальный вклад в постоянно увеличивающееся количество музеев по всей планете. Такие музеи как, положим, Чикагский музей науки и техники справедливо относят к числу самых влиятельных музеев, и они занимают ведущие места в списке наиболее посещаемых музеев. Конечно, современные научно-технические чудеса, привлекают широкую публику, но если говорить не только о развлечении, но о предназначении музейного института, то следует признать, что построение экспозиции в таких музеях – задача куда более сложная, чем, к примеру, в художественном музее, где шедевры говорят сами за себя и без помощи музейных профессионалов. Как будущий профессионал Васильева Л.Н. и рассматривает сложную проблему интерпретации истории научных изобретений. Общим вопросам (концепциям научно-технических музеев, особенностям экспонирования памятников науки и техники, специфике восприятия зрителя в научно-техническом музее) посвящена первая глава работы. Васильева связывает методы музейной интерпретации с двумя основными для настоящего момента типами научно-технического музея (сайнс-центра и научно-технического музея с исторической направленностью) и характерными для них принципиальными подходами. Сайнс-центр, по мнению автора, нацелен на создание, предъявление посетителю некой естественно-научной картины мира. Научно-технический музей с исторической направленностью интересуется эволюцией науки и техники в ее динамике, увязывая технический прогресс и гуманитарное, социальное развитие. Третий метод Васильева видит как развитие и совершенствование образовательной деятельности музея (это в большой степени определяется тем, что значительную часть аудитории научно-технических музеев составляют учащиеся школьного возраста). Помимо теоретического анализа образовательной деятельности и общих рекомендаций (корреляция со школьной программой, определенность заданной темы, необходимо учитывать возрастные особенности участников...) Васильевой разработан ряд оригинальных программ в серии «Уроки истории в ЦМС имени А.С. Попова»: «Радио и три войны XX столетия», «Телефон: Белл, Эриксон и другие» «Телеграф: от Российской Империи до наших дней». Обобщающий вывод Васильевой, который можно рассматривать как рекомендацию для дальнейшего развития ЦМС им. А.С. Попова: «вариант соединения черт сайнс-центра и научно-технического музея с исторической направленностью является оптимальным для презентации науки и техники». Практически по всем позициям (теоретическим, аналитическим, практическим... ) работу можно счесть отличной. Однако хочется пожелать молодому, способному исследователю большей смелости: работе еще больше выиграла бы при наличии неких прогнозов, гипотез о будущем научно-технического музея. Содержание работы отвечает заявленной теме, тема раскрыта автором успешно, структура диссертационной работы отвечает логике исследования. В магистерской работе автор демонстрирует глубокое знание современных источников, хорошую теоретическую базу, знакомство с современными проблемами и тенденциями (западными и отечественными) в музейном мире. Выводы автора достаточно обоснованы. Работа Васильевой Л.Н. отвечает всем требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям и безусловно заслуживает высокой оценки. Худякова Л.А. , к. философских наук, зам. директора по научно-выставочной и экспозиционной работе Центрального военно-морского музея. 21 мая 2017