ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ) Кафедра музейного дела и охраны памятников Отзыв руководителя на магистерскую диссертацию Васильевой Людмилы Николаевны МЕТОДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ ИЗОБРЕТЕНИЙ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ МУЗЕЕ. (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ СВЯЗИ ИМЕНИ А.С. ПОПОВА) Направление 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Магистерская программа «Визуальные технологии в музее» Тема магистерской работы Людмилы Васильевой «МЕТОДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ ИЗОБРЕТЕНИЙ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ МУЗЕЕ. (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ СВЯЗИ ИМЕНИ А.С. ПОПОВА)» позволяет автору творчески соединить теорию и практику: теоретический анализ проблем и практическую реализацию его в конкретных музейных образовательных программах, внедренных в Центральном музее связи имени А.С. Попова, где магистрант плодотворно трудится. Тема диссертации весьма актуальна. Научно-технические музеи и их родственники (близкие ли совсем далекие) сайнс-центры в сегодняшней глобальной, информационной культуре с каждым годом становятся все популярней. Поэтому проблема «оживления» бездушной техники, приборов, связи, единства научно-технической и гуманитарной составляющих культуры сегодня необычайно существенна. Содержание магистерской диссертации соответствует заявленной в названии теме. Структура работы вполне обоснована и не вызывает возражений. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и приложений (методических разработок). Теоретическая часть построена весьма грамотно, современную эру научно-технического музея диссертант видит в общем изменении концепции музея в связи с характером демократических преобразований общества. Актуальная концепция требует поиска эффективных путей экспонирования памятников науки и техники, путей, определяемых особенностями восприятия посетителя. Причем, общие выводы завершаются сравнительным анализом экспозиции Центрального музея связи. Во второй главе Васильева рассматривает образовательную деятельность музея как одну из важнейших составляющих, метод интерпретации (особенно с прицелом на весьма многочисленную школьную аудиторию). Наиболее ценное в этой части то, что свои изыскания автор оформляет в виде конкретных образовательных программ с успехом внедряемых и используемых в практической работе Центрального музея связи. За время учебы и в бакалавриате и в магистратуре Людмила Васильева зарекомендовала себя как вдумчивого, заинтересованного, способного студента. Васильева имеет все основания вырасти в прекрасного оригинального специалиста. Содержание работы отвечает заявленной теме, тема раскрыта автором успешно, структура диссертационной работы отвечает логике исследования. Основные задачи исследования решены успешно, список источников достаточно представителен, работа отвечает требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, и безусловно заслуживает положительной оценки. Дриккер А.С., д. культурологии, профессор кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ 22 мая 2017 г.