Отзыв научного руководителя на магистерскую диссертацию Тимофеевой Александры Вадимовны на тему: “Социально-экономическое пространство общественного питания” Работа Тимофеевой А.В. посвящена социологии питания - это отрасль социологического знани сегодня все больше популярна как у исследователей, так и у студентов. Работа относится к сфере экономической социологии питания - это попытка соединить экономические и социологические подходы в анализе питания. Конкретная цель работы рассмотреть процессы и механизмы формирования социально-экономического пространства питания. Речь идет не столько о физическом пространстве, или географической топологии, а об экономическом и социальном пространстве. Этой теме в зарубежной социологии посвящены работы Пьера Бурдье, а в отечественной - А.Ф. Филиппова. Почему тема пространства питания важна? Прежде всего, потому, что меняется основной принцип локализации питания - раньше, особенно в советский период, питание неразрывно связано с домом (да и сегодня 40% наших горожан в Петербурге питаются преимущественно дома); теперь питание все больше и больше завоевывает пространство города. Где оно размещается? Какую роль играет пространство заведений общественного питания? На что ориентируются потребители - на еду или атмосферу заведения? Вот вопросы, которые обусловливают актуальность темы. Гипотеза автора чересчур смелая - предполагается, что если уж человек выходит из дома и направляется в заведение общественного питания, то ориентируется он не на еду, а на социально-экономическое пространство. Это не только на локацию заведения - то есть где оно расположено, но на экономическое пространство - где заведение расположено в координатах “дешево-дорого”, в социальных координатах - “престижно-непрестижно”; “модно-немодно” и т.п. Конечно, наши исследования подтверждают, что все же еда - первична; а пространство - вторично. Но, безусловно, значимо. Особенно это относится к ресторанам и кафе стиля casual dining - как отмечает нам в интервью Арам Мнацаканов (сеть “Рестораны Арама Мнацаканова”) хорошей еды недостаточно, должна быть еще и атмосфера заведения, то есть нечто притягивающее к себе посетителей как магнитом. Какие научные результаты получены в работе, которые определяют ее новизну и значимость? Во-первых, это рассмотрение истории общественного питания в России и Петербурге. Особенно интересен советский период и новая концепция питания - обобществление питания; создание фабрики-кухни; индустриализация питания; повсеместное распространение рабочих столовых вместо ресторанов и кафе. Это безусловно повлияло на социальное пространство питания - вместо домашней кухни появились столовые; кулинарии (с набором уже готовых продуктов); женщины по этой коммунистической идее должны быть избавлены от кухонного рабства. Да и вкусам советских людей отводилось мало внимания - еда должна была стать только пользой (калориями; белками-жирами-углеводами). Но ничего не вышло из этой идеи изменить и обобществить пространство питания; во второй половине 1930-х парадигма советского общепита изменяется - Сталин осознает, что не надо уже никакой классовой борьбы дальше; акцент делается на развитии питания и вкусов - так возникает Наркомат пищепрома с Микояном во главе и делается ставка на создание нового пространства питания (Советское шампанское; мороженое; советские колбасы и сосиски и прочее). Расширяется сеть общепита, столовые; новые рестораны; кафе и т.д. Вторая волна трансформации пространства питания страны Советов - это начало 1980-х гг., когда на волне Олимпиады появилась Пепси-Кола; создавались молодежные кафе; первые рестораны быстрого питания. Третья трансформация - это новая волна рыночных преобразований и беспрецедентное развитие сферы HoReCa. Настоящая революция в общепите, существенное достижение наших дней причем без всякого участия и инвестиций государства. Пространство просто феноменально трансформировано - все первые этажи отдаются либо под магазины; либо под кафе; везде рост разного типа ресторанов; не только премиум класса при отелях (как было раньше). а любого типа и на любой вкус (для среднего класса; этнических; фаст-фуд; фуд-корт и т.д.) Стало ли это пространство лучше? Безусловно да, все рестораторы СПб отмечают именно революцию общепита - то, что появились качественные дорогие рестораны было понятно; но появились новго типа качественные (в сравнении с советскими) столовые - Обед-буфет; Маркетплейс и прочее. Зайдите в любую столовую хорошего бизнес-центра: вы воочию увидите эту трансформацию пространства питания. В теоретическом плане эти трансформации пространства питания попадают в схему социального “пространства-времени”. То есть каждому времени, каждому историческому периоду развития нашей страны, соответствует свое специфическое пространство питания. Пространство питания не является пустой формой, которая чем-то заполняется, это обыденное понимание физического пространства отвергается автором. Пространство, как утверждает Анри Лефевр, создается, оно производится, оно творение и акт этого творения. Так и пространство питания - производится нашими бесконечными действиями в социальной и экономической сфере жизни. Пространство питания не наполняется новым содержанием, оно заново создается, не только в материальной жизни, но и в нашем сознании. Является ли этот вывод новым? Конечно, да. Никто прежде так не рассматривал нашу историю общепита. Во-вторых, автор по-новому рассматривает механизмы формирования пространства: механизм ориентации на город; механизм ориентации на статус; механизм ориентации на национальный тип культуры; механизм ориентации на цель посещения; механизм ориентации на уровень дохода и культуры; и т.д. Я впервые встречаю такой анализ структуры пространства питания. Это существенно новое и значимое в экономической социологии питания. Может немного “ржавыми” выглядят все эти механизмы, но зато свои - автором вручную собранные. Работа основана не только на теоретическом, но и большом эмпирическом материале. Автор принимал непосредственное участие в эмпирических исследованиях общественного питания кафедры экономической социологии: апрель 2017 года в Санкт-Петербурге прикладное исследование на тему «Идеальное» пространство общественного питания молодежи в Санкт-Петербурге; Фокус группа (2х10 чел.) студентов ИТМО СПб, кроме того, автор проводил и свое собственное исследование основанное на интервью экспертов. Практическое значение работы: вместе мы уже представили рекомендации руководству ИТМО в целях реконструкции столовых, Тимофеева А.В. активно принимал в этом участие; также результаты работы могут быть адресованы администрации города, в частности, Комитету по общественному питанию и др., например, в целях совершенствования политики общественного питания, развития ресторанного бизнеса, проведение ресторанных фестивалей и прочего. Работа полностью самостоятельна, такую списать неоткуда, если есть заимствования - то это многочисленные ссылки . В целом, считаю, то работа соответствует требованиям к выпускным квалификационным работам по направлению “Социология”. Оцениваю ее на высокую оценку, а автор, считаю, заслуживает присвоения звания магистра социологии. Научный руководитель Профессор, доктор социологических наук, зав. каф. экономической социологии СПбГУ Веселов Юрий Витальевич