Отзыв научного руководителя на магистерскую квалификационную работу Алины Александровны Игнатенко ЖАНР СЧИТАЛКИ В ПРАКТИКАХ ЖРЕБИЯ (СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ КУЛЬТУРА) Магистерская квалификационная работа Алины Александровны Игнатенко посвящена исследованию детского фольклорного жанра – считалке - в современной детской культуре. Материалом для исследования послужили аудиозаписи и видеозаписи интервью, фотографии из Фольклорного архива СПБГУ разных лет. Особенное внимание диссертантка уделяла собственным материалам, которые ей удалось собрать в ходе полевой практики в 2016 году в д. Белощелье (Лешуконский район Архангельской области) методом «включенного наблюдения». Отмечу, что Алина Александровна продемонстрировала прекрасные навыки ведения интервью, а так же необходимую для антрополога наблюдательность. Проделанная полевая работа представляется особенно ценной, так в ходе ее удалось не только записать сами считалки (что еще раз дало возможность убедиться, что этот жанр очень востребован в детской культуре), но посмотреть, в каких ситуациях и каким образом эти считалки используются. Это позволило вести исследовательскую часть работы в прагматическом аспекте, который представляется, несомненно, интересным и перспективным, так как предшествующие исследователи детского фольклора интересовались главным образом генезисом и поэтикой считалок. Отдельно отмечу хорошее владение диссертанткой научной литературой, не ограничивающейся областью только детского фольклора. Так, в ходе исследования Алина Александровна обращается к классическим работам по антропологии (например, работы К. Гирца) и психологии (например, концепция Э. Берна). В ходе исследования Алина Александровна приходит к следующим выводам: • считалка выходит за рамки распространенного исследовательского мнения о том, что это детский игровой жанр, главная функция которого – просто посчитать участников игры. • детские считалки оказываются специфической формой жребия (к различным практикам которого принято обращаться на Русском Севере в ситуациях дележа добычи, выбора пожень и т.д.) не только в ситуации непосредственно игры, но в ситуациях, если дети что-то делят или что-то выбирают. • в ситуации детских игр особая роль принадлежит считающему, который должен правильно и справедливо рассчитать всех играющих. Статус считающего достаточно высок в детском деревенском сообществе. Он должен знать много считалок, уметь импровизировать и интересно считать. • считающий может прибегнуть к жульничеству, специально удлинив или обрезав считалку для того, чтобы не быть водящим или наоборот. Если во взрослом деревенском мире жульничество во время жеребьевки всегда сопровождается последующим наказанием, в детской среде играющие могут избежать конфликта, просто договорившись о пересчете. Однако сжульничавший считающий (как и плохой водящий) может потерять уважение и доверие остальных участников в ситуации не только игры, но и за ее пределами. Наконец отмечу, что в ходе своего исследования Алина Александровна обнаружила многие интересные темы, касающиеся и феномена жульничества в традиционной культуре, и роли считающего как своего рода медиатора на границе мира игры и реального мира и т.д., но развитие этих тем не позволило бы остаться в рамках необходимого для магистерской диссертации объема. Как несомненное достоинство отмечу и то, что бакалаврское образование у Алины Александровны не филологическое, и она не слушала ранее курсы по фольклористике и антропологии. Тем не менее, за 2 года она полностью овладела необходимыми для специалиста в области этих дисциплин исследовательскими навыками. Магистерская диссертация Алины Александровны Игнатенко выполнена на хорошем профессиональном уровне и обладает всеми качествами, позволяющими признать его полностью удовлетворяющей требованиям, предъявляемым к магистерским квалификационным работам. К.ф.н., старший преподаватель Кафедры истории русской литературы Филологического ф-та СПбГУ (Ю. Ю. Мариничева)