РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Горба Олега Викторовича по теме «Стратегии вовлечения аудитории в виртуальные сообщества практики (на примере блогов на youtube)» Современный Интернет активно развивается, постоянно порождая новые технологические возможности. Одна их таких технологий – видеохостинг YouTube, позволяющий пользователям не только размещать короткие видео, но и создавать личные информационные каналы, видеоблоги. Выпускная квалификационная работа Горба Олега Викторовича посвящена специфике блогов на Youtube как коммуникативных площадок, порождающих особые формы виртуальных сообществ, сообщества практики. Сообщества практики в виртуальном пространстве - социальные объединения, создающие и разделяющие те или иные коллективные практические знания, - остаются пока малоизученными в отечественной литературе. Актуальность темы предопределена стремительно растущей популяризацией видеоблогов и их развитием в качестве одновременно новых интерактивных медиа, поля создания новых сообществ и новой формы информационного бизнеса. Объектом исследования выступают игровые сообщества практики, существующие на базе блогов YouTube, предметом - коммуникативные стратегии вовлечения аудитории в деятельность игровых сообществ практики, существующих на YouTube. В силу специфики выбранного поля – игровых виртуальных сообществ - особое внимание автор уделяет характеру создаваемого знания, неразрывно связанного с игровым опытом, получаемым пользователями в процессе участия в данных сообществах. Горб О.В. рассматривает особенности этого опыта в форме так называемых «летсплеев», или создаваемых youtube-блогерами видеопрохождений игр, сопровождаемых активной коммуникацией с аудиторией. Описание характеристик этого опыта, условий его формирования и его роли в привлечении аудиторий является достоинством данной работы. Сформулированная автором цель исследовательской работы — выявление стратегий передачи и обмена игрового опыта в рамках коммуникации между аудиторией и блогером на YouTube – адекватна заявленной теме исследования. Данная цель логично раскрывается в последовательности решаемых в работе теоретических и практических задач: 1) выделить и описать основные теоретические подходы к изучению сообществ практики, виртуальных сообществ и аудитории YouTube, выступающие в качестве оснований данной исследовательской работы; 2) Рассмотреть и проанализировать специфику виртуальных сообществ на YouTube как особых коммуникативных площадок обмена опытом, связанного с конкретной игрой. 3) Рассмотреть блоги на YouTube как одну из форм коммуникативных площадок, в рамках которых происходит формирование совместного опыта и обмен знанием между блогером и его аудиторией. 4) Выделить стратегии, которые использует блогер в своей деятельности, для привлечения аудитории в свое сообщество. 5)Выявить и проанализировать те образы, которые используются для привлечения внимания аудитории. 6) Проанализировать процессы коммуникации, протекающие между аудиторией и блогером, и определить, каким образом передается (и передается ли вообще) и усваивается игровой опыт. 7)Дать интерпретацию полученным данным и сделать на их основании выводы. Эти задачи адекватно раскрываются в содержании работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе дан обзор существующих в научной литературе подходов к изучению социальных общностей и представлены концептуальные основания исследования сообществ. Вторая глава посвящена виртуальным сообществам практики и включает в себя описание виртуальных сообществ, историю исследований сообществ практики, выделение характеристик виртуальных сообществ практики и специфики их взаимодействия с аудиторией интернета. Третья глава представляет авторское эмпирическое исследование виртуальных сообществ практики на основе игровых YouTube блогов с использованием качественной методологии. В ходе исследования О. Горб рассматривает различные формы взаимодействия блогеров с аудиторией, выделяя две ключевые стратегии, основанные на практике «летсплея». описание и эмпирический анализ этих стратегий представляет собой научную новизну и достоинство данной работы. Исследование этих стратегий осуществляется на примере двух кейсов, с использованием трех эмпирических методов: метода анализа визуального содержания видеороликов, представленных в блогах, метода конверсационного анализа неформализованных взаимодействий и бесед между членами сообщества в комментариях, а также метода SYMLOG для изучения содержания блоговой коммуникации. Комбинация данных методов позволяет автору разносторонне раскрыть характер получаемого опыта и коллективного «летсплей»-знания, выделив тем самым специфику данных сообществ практики, что также является безусловным достоинством данной работы. Использование для анализа блоговой коммуникации методов SYMLOG и конверсационного анализа, которые являются новыми и малораспространенными в отечественной исследовательской практике, проведено на хорошем уровне и также является достоинством исследования. Работа опирается на значительное количество русскоязычных и зарубежных источников, представляющих как классические работы, так и статьи последних лет. Работа написана хорошим, ясным языком. Анализируя видеоблоги как особые площадки коммуникации, автор часто упоминает собственный опыт ведения подобного блога, что демонстрирует его заинтересованность и практическую направленность работы. Выводы представлены развернуто и обоснованно. Следует отметить также ряд замечаний. Прежде всего, можно порекомендовать автору обратиться к анализу других форм блоговой коммуникации, кроме описанных наиболее популярных – в работе они описаны, но не рассматриваются подробно. Также в рамках исследовательской гипотезы (с. 9) Горб О.В. описывает игровые сообщества практики как новые формы коммуникации, которые «обладают всеми характеристиками, которые присущи традиционным сообществам практики, но их форма и подача меняются в условиях новой коммуникативной площадки». При этом в параграфе, посвященном сообществам практики, определение традиционных сообществ практики не дано. К недостаткам работы следует отнести отсутствие обоснования актуальности, практического применения результатов исследования. В работе присутствует некоторое количество опечаток. Вместе с тем данные замечания не снижают общего положительного впечатления о работе. Работа носит авторский характер, опирается на хорошо проработанную теоретическую базу, обоснованно и адекватно использует новые исследовательские методы. Считаю, что выпускная квалификационная работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает высокой положительной оценки. Доцент кафедры управления государственными информационными системами Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) К.экон.н. Кононова О.В. 30 мая 2017 г.