ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ, магистранта направления «Социология», профиля «Социология культуры» Горба Олега Викторовича по теме: «Стратегии вовлечения аудитории в виртуальные сообщества практики (на примере блогов на youtube)» Выпускная квалификационная работа Горба О.В. посвящена рассмотрению феномена новых видов онлайновых интернет-сообществ – игровых сообществ практики, формирующихся на базе видеоблогов YouTube. Данная тема представляется актуальной, так как сама тематика сообществ практики является достаточно новой в отечественной научной литературе, а различные виды сообществ практики, развивающиеся сегодня в интернете, создают новые формы социальных интеракций и обмена знаниями. Целью данной работы являлось выявление стратегий передачи и обмена игрового опыта в рамках коммуникации между аудиторией и блогером на YouTube. Цель была конкретизирована в последовательности задач ВКР: 1) выделить и описать основные теоретические подходы к изучению сообществ практики, виртуальных сообществ и аудитории YouTube, выступающие в качестве оснований данной исследовательской работы; 2) Рассмотреть и проанализировать специфику виртуальных сообществ на YouTube как особых коммуникативных площадок обмена опытом, связанного с конкретной игрой. 3) Рассмотреть блоги на YouTube как одну из форм коммуникативных площадок, в рамках которых происходит формирование совместного опыта и обмен знанием между блогером и его аудиторией. 4) Выделить стратегии, которые использует блогер в своей деятельности, для привлечения аудитории в свое сообщество. 5)Выявить и проанализировать те образы, которые используются для привлечения внимания аудитории. 6) Проанализировать процессы коммуникации, протекающие между аудиторией и блогером, и определить, каким образом передается (и передается ли вообще) и усваивается игровой опыт. 7)Дать интерпретацию полученным данным и сделать на их основании выводы. Считаю, что данные задачи были в полной мере воплощены О.В.Горбом в тексте ВКР. Работа включает в себя достаточную проработку теоретических оснований, список литературы сбалансированно представляет как отечественные, так и зарубежные актуальные источники, дизайн эмпирического исследования подробно описан и опирается на использование трех методов – анализа визуального содержания блогов, конверсационного анализа и метода SYMLOG, позволяющих О.Горбу раскрыть заявленную тему. Выводы сформулированы обоснованно и развернуто и содержат научную новизну. Представленные в выводах стратегии вовлечения аудитории в сообществах практики, опирающиеся на формирование в видеоблогах коллективного опыта атмосферных прохождений игр и демонстрирующие новые формы социального взаимодействия в интернете, представляются перспективными для дальнейшего исследования. В ходе работы О.В. Горб проявил себя как компетентный и целеустремленный исследователь, продемонстрировав в том числе и практическое владение изучаемой темой в рамках собственного игрового youtube-блога, также включенного в список источников. Он продемонстрировал творческий подход в разработке дизайна исследования, трудолюбие в работе с теоретическим и эмпирическим материалом. Считаю, что ВКР Горба О.В. отвечает требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и заслуживает высокой положительной оценки. доцент кафедры социологии культуры и коммуникации, к.эк. н. Царева А.В.