ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ о выпускной квалификационной работе обучающейся в СПбГУ Черняковой Ксении Евгеньевны по теме: «ПРОБЛЕМА АМЕРИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РОМАНАХ КОРМАКА МАККАРТИ» Объектом исследования в своей выпускной квалификационной работе «Проблема американской идентичности в романах Кормака Маккарти» К.Е.Чернякова выбрала произведения современного американского писателя Кормака Маккарти. Многие романы Маккарти завоевали популярность у читателей и являются предметом анализа специалистов, однако его первые произведения, посвященные описанию жизни на Юге США, явно обойдены вниманием читателей и критиков. В связи с этим можно говорить о новизне и актуальности осуществленного исследования. К.Е.Чернякова самостоятельно сформулировала задачу исследования – посредством анализа текстов выявить авторский взгляд и его отношение к тому сложному комплексу, который определяется как региональная идентичность «южан», то есть жителей южных штатов США. Она планомерно работала в течение всего периода обучения, поэтому изучила и использовала в своей работе большой объем материала, что наглядно демонстрирует библиографический список, насчитывающий более 100 источников; из них 69 – на английском языке. (Ссылки на названия и места издания иностранных работ опознаны как «заимствования».) Задача исследования обусловила структуру работы: первая глава носит теоретический характер, последующие содержат анализ текстов трех романов. В первой главе «Понятие идентичности и литература Юга США» систематизирован обширный материал из области социологии и психологии. Автор ВКР дает общую характеристику сложного конструкта «идентичности», опираясь на работы авторитетных социологов и психологов. Во второй, третьей и четвертой главах последовательно рассмотрены романы «Хранитель Сада», «Внешняя тьма» и «Дитя Бога». Выявлены принципы изображения писателем «южной общины» и создания характеров обитателей глухого уголка Юга. Особое внимание уделено в работе тому, какова, по мнению Маккарти, формирующаяся в этих условиях региональная идентичность персонажей. Автор выпускной квалификационной работы убедительно показывает, что все усилия К.Маккарти направлены на доказательство одной мысли: застойный, «мертвый» мир может породить только людей с ущербной, кризисной идентичностью. В процессе анализа К.Е.Чернякова столкнулась со значительными лингвистическими проблемами: К.Маккарти в своих романах широко использует диалектизмы и просторечия, характерные для южан. Однако, автор выпускной квалификационной работы справилась с задачей адекватного перевода цитат из художественных текстов на русский благодаря хорошему знанию английского языка. Вместе с тем, необходимо отметить, что в тексте самой работы имеется немало стилистических погрешностей, хотя К.Е.Чернякова много внимания уделяла редактуре своего сочинения. К.Е.Чернякова вполне самостоятельна в своих выводах. Наибольший интерес, на мой взгляд, представляет тезис о том, что Маккарти полемизирует с предшествующей традицией «южной школы» и создает свой образ Юга. Представляется, что заявленная в названии тема выпускной квалификационной работы полностью раскрыта: выявлены авторская концепция изображения американского Юга в первой половине ХХ в. и понимание автором сути южной идентичности. Выпускная квалификационная работа К.Е.Черняковой отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода сочинениям, и может быть представлена к защите. Канд.филол.наук, доцент Е.М.Апенко