РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Цветковой Марии Сергеевны по теме «Религиозная живопись Гуго ван дер Гуса и средневековый театр» Магистерская диссертация Цветковой М.С. посвящена проблеме взаимодействия средневекового театра и религиозной живописи одного из наиболее крупных нидерландских художников XV века – Гуго ван дер Гуса. Содержание работы в полной мере соответствует заявленной в названии темы, которая предполагает установление взаимосвязей между религиозной живописью Гуго ван дер Гуса и нидерландским средневековым театром. Автор полностью раскрывает тему, посвятив первую часть исследования воссозданию путей формирования средневекового театра и особенностей его функционирования в позднесредневековых Нидерландах, а вторую и третью – непосредственно взаимовлиянию театра и живописи Гуго ван дер Гуса. Структура работы отражает поставленные во «Введении» задачи. В разделе, посвященному особенностям средневекового театра автор останавливается на технических и драматических чертах, присущих театральной жизни средневековья, определяя, какие из них могли найти отражения в живописи Гуго ван дер Гуса. Далее автор выявляет наиболее релевантные для нидерландского мастера театральные топосы, чтобы в следующих разделах раскрыть пути непосредственного взаимовлияния театральных постановок и живописи. На сегодня ни одно комплексное исследование не посвящено детальному, вдумчивому рассмотрению рецепции театрального начала в образном строе работ Гуго ван дер Гуса, поэтому настоящая работа представляется актуальной. Научная актуальность данной магистерской диссертации, впрочем, не ограничивается вкладом в наши познания о художественных практиках Гуго ван дер Гуса: театральный компонент будет не менее важен и в живописи XVI века, поэтому уяснение характера взаимодействия театра и живописи в ранней нидерландском искусстве является незаменимым для понимания процессов в следующем веке. В своём обзоре литературы автор анализирует наиболее значимые и современные работы, посвященные выбранной теме, выделяя те исследования, которые были продолжены и углублены в магистерской диссертации. В «Заключении» автор аргументированно и развернуто излагает основные выводы исследования. Так, бесспорный тезис о включенности театра в повседневную жизнь, практики, представления нидерландских горожан объясняет активное участие самого Гуго ван дер Гуса в организации и декорировании театральных представлений, что, в свою очередь, подготовило почву для адаптации театральной эстетики в его живописи. Формально-стилистический и иконографический анализы подтверждают предварительные выводы: композиция произведений ван дер Гуса, эмоции и жесты фигур, даже присутствие своеобразных кулис – все это свидетельствует о глубоком переплетении художественного и театрального в искусстве нидерландского мастера. Среди положительных сторон работы следует отметить: • Развёрнутый историографический анализ наиболее важных для магистерской диссертации исследований; • Ёмкая характеристика средневекового театра и его нидерландской специфики (в частности, освещение деятельности редерейкеров, выделение основных жанров театральных представлений); • Глубокий формально-стилистический, иконографический, а также иконологический анализ ключевых для магистерской диссертации алтарей Гуго ван дер Гуса, что позволило автору успешно достичь поставленной цели. Среди отрицательных сторон работы упомянем следующие: • Отсутствие четкой структуры в обзоре литературы, которая бы позволила проследить читателю становление основных тенденций в историографии и их противоборство; • Ограниченный спектр историографии, использованной в ходе написания раздела о нидерландском средневековом театре (в частности, отсутствие ссылок на работы таких нидерландских специалистов, как Герман Плей); • Встречающиеся в работе неточности перевода; • Ошибки пунктуации, орфографические ошибки в лексике, связанной с христианством, и театральной лексике; • Отсутствие унификации написания имён; • Ошибки в библиографическом описании литературы. Приведенные отрицательные стороны работы не влияют на общее позитивное впечатление от исследования Цветковой М.С., которое является завершенным, логичным и самостоятельным. Работа написана доступным для читателя языком при соблюдении научного стиля в изложении хода исследования и его результатов. Приложение, состоящие из 15 цветных иллюстраций, позволяет читателю как самостоятельно ознакомиться с основными работами Гуго ван дер Гуса и его предшественников, важных в контексте рассматриваемой проблематики, так и оценить логичность и аргументированность выводов автора. В целом выпускная квалификационная работа Цветковой М.С. соответствует всем требованиям, которые предъявляются к работам такого рода, и заслуживает высокой положительной оценки. кандидат исторических наук, преподаватель, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко Ковбасюк Стефания Андреевна «11»___мая_____ 2017 г.