ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу ПОЛОВЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ XI-XIV ВЕКОВ: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА студента II курса Института истории СПбГУ Г.М. Кудрявцева Взаимоотношения Руси с миром кочевников (с так называемым Диким Полем) давно привлекают внимание отечественных историков. К настоящему времени сложилась довольно значительная литература вопроса, освоить которую уже само по себе представляет немалый труд. Это относится и к половцам, игравшим заметную роль в жизни Древней Руси. Г.М.Кудрявцев, избравший половецкую тему для своей квалификационной работы, успешно освоил относящуюся к ней историографию (в прилагаемом списке используемой литературы значится более ста наименований) и показал умение применять ее в своем сочинении. Здесь заключено одно из достижений Кудрявцева. В отличие от кочевников, предшественников половцев-куманов, эти последние упоминаются во множестве источников, прежде всего в летописях. Г.М.Кудрявцев свободно ориентируется в летописном материале, привлекая, кроме того, археологические источники. И это – другое его достижение. Таким образом, Г.М. Кудрявцев овладел навыками работы с источниками и историографией Автор ведет свое исследование по регионам Половецкой земли – днепровское и донское пространство, Кавказ и прикавказские степи, Северное Причерноморье, Урал и Поволжье. Такой подход позволяет ему дать более детальную картину жизни половецких объединений, чем при ином структурном построении работы. Кудрявцеву, в частности, удалось показать различие исторических судеб половцев в разных регионах Половецкой земли. Г.М.Кудрявцев не ограничивается изучением внутренней жизни половецких орд. Он выводит их на международную арену, уделяя при этом существенное внимание роли половцев в истории Древней Руси и Грузинского царства. И тут он обнаруживает интересные детали. Оказывается, например, что отношения половцев имели своеобразие в зависимости от того, с какими древнерусскими князьями и землями-волостями они контактировали. Половцы принимали активное участие в межкняжеской и межволостной борьбе, нередко добывая победу тому или иному князю, той или иной волости. Половцы нередко выступали союзниками русских в их войнах с венграми, волжскими булгарами, монголами и пр. Можно сказать так, что их участие в военно-политических делах Руси было “раздробленным” по волостям и привязано к личности князя. Данное наблюдение Кудрявцева представляет несомненный интерес. Иное дело Грузия, где существовала царская власть. Именно наличие царской власти побуждало половцев концентрироваться вокруг царя, поддерживая его в борьбе с крупными феодальными владельцами. Отсюда Кудрявцев правильно заключает, что половцы оказывали «разное влияние на развитие соседних государств» по причине их различий в политическом устройстве. В работе Кудрявцева прослеживаются судьбы половцев после монгольского завоевания, в результате которого половцы утратили политическую самостоятельность, были вынуждены совершать перекочевки преимущественно в Поволжье и даже осесть в городах, построенных ханами Золотой Орды. «Но это не означало, – обоснованно замечает Кудрявцев, – что половцы перестали существовать как народ. Они стали основой населения Золотой Орды». Половцы и под монгольской властью сохраняли приверженность к своим традициям, к язычеству и кочевому образу жизни. Тем самым куманы сберегли свою самобытность, утратив прежнее политическое господство в Степи. Эти наблюдения Кудрявцева примечательны тем, что позволяют исследователям поднимать вопросы о продолжении отношений русских с половцами в постполовецкий период истории Руси, когда установилось монголо-татарское иго. Но есть и другая важная сторона половецкой истории, которая, как правильно замечает Г.М.Кудрявцев, свидетельствует о том, что половцы «участвовали в этногенезе многих современных народов, оказали серьезное влияние на их язык и культуру Особенно это касается татар (в том числе и крымских татар), башкир, казахов, карачаевцев и балкарцев». Последняя глава работы Г.М.Кудрявцева посвящена религии и общественному строю половцев. Здесь произведен анализ соответствующей литературы и представлена довольно основательная сводка сведений, кающихся этих областей жизни половецкого этноса. В итоге автор приходит к убедительному выводу о том, что половецкие «религия, кочевой образ жизни и общественный строй были взаимосвязаны между собой и сформировали ментальность достаточно агрессивных воинов-всадников. Для половцев первостепенными были храбрость и воинские доблести. При этом поведенческие стереотипы и мировоззренческие установки во многом были противоположны взглядам соседних оседлых народов, что зачастую вело к непониманию половецких обычаев, формированию негативного образа “безбожных кочевников”». В целом выпускная квалификационная работа Г.М.Кудрявцева представляет собой добротное сочинение, заслуживающее высокой оценки. Доктор исторических наук, проф. (И.Я.Фроянов)