РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Ильиной Марии Ивановны по теме "Фильмы-оперы по классическому русскому оперному репертуару в советском кинематографе: история, черты жанра, трактовка первоисточника" В центре исследования выпускной квалификационной работы М. И. Ильиной, сложный жанр «Фильма-оперы», находящийся на стыке нескольких видов искусств, самих по себе многосоставных и имеющих разную историческую перспективу. Сама формулировка темы работы представляет собой замысловатый узел из нескольких научных проблематик. Это — оперный жанр как таковой, проблема русского классического оперного репертуара и история его осмысления в советскую эпоху, вопросы киномузыки и, в том числе, баланс музыкального, игрового и визуального ряда в музыкальном кинематографе, телевизионное искусство в сравнении с кино, вопросы режиссуры (кино, теле-, и оперной), вопросы функционально-идеологического осмысления содержательной стороны оперного либретто в советскую эпоху, наконец, теоретические аспекты жанра «фильма-оперы». Такая перекрестная проблематика требует очень точного подхода к объекту исследования и выстроенной логической конструкции работы, с чем, как представляется, автор работы в целом успешно справился. Исторический аспект работы раскрыт достаточно подробно, в том числе в привлечением архивных материалов. Центральная проблематика, связанная с определением жанра «фильма-оперы», реализовалась в уточнении жанровой классификации, включающей пять разноуровневых жанровых подвидов фильмов-опер в конце первой главы исследования. Вторая и третья глава, связанная с анализом именно советских постановок, содержит интересные наблюдения и выводы. Среди них (в качестве замечания-вопроса) не вполне убедительным выглядит вывод об упадке жанра фильма-оперы после середины 1970-х годов. Попытка вывести причины этого «упадка» из жанровой специфики «фильма-оперы» и его кажущейся невостребованности, его замещения другими киномузыкальными жанрами требует или более тщательной аргументации, или, что лучше, смягчения этого тезиса. К жанру фильма-оперы интерес не остыл даже в трудные с организационной точки зрения «перестроечные» годы (об этом свидетельствуют упомянутые в работе фильмы 1991 года, или по странному стечению обстоятельств не вошедшая в круг исследования яркая работа киностудии Лентелефильм опера «Кащей бессмертный» 1987 года, где автором сценария выступил Юрий Александров, а режиссером — Олег Ерышев, и другие). Не прекратил существования этот жанр и в пост-советскую эпоху. Общий профессиональный уровень представленной к защите работы — высокий. Ее содержание соответствует заявленной в названии теме и полностью ее раскрывает. Сама тема исследования соответствует критерию актуальности. Структура работы обоснована поставленными в ней задачами. Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее положений в рамках специализированных курсов для театральных и кино-режиссеров, искусствоведов. Обобщения, сделанные в работе, могут натолкнуть режиссеров на идеи, связанные с новыми возможными воплощениями русских оперных произведений на экране. Среди недостатков следует указать на некоторую небрежность в оформлении справочного аппарата (например, фамилия Citron в течение одного абзаца имеет две разные транскрипции на русском: Цитрон и Ситрон — с. 19 работы; русский музыковед Леонид Сабанеев приобрел странный английский инициал S. в списке литературы; некоторые реферируемые во введении источники не попали в список литературы и не имеют точных ссылок — с. 5, статьи М. Михайлова и М. Володина; в некоторых случаях цитаты приводятся не по источнику). Высказанные замечания не снижают того положительного впечатления, которое оставляет представленная к защите работа. Она является целостным, самостоятельным, профессиональным, практически и теоретически значимым исследованием, соответствующим научным критериям, предъявляемым к работам такого уровня. Вопрос: В работе указаны диссертации Ф. Мусаевой «Эстетико-теоретические проблемы советской телеоперы» и Е. Ногайбаевой-Брайтмэн «Опера на экране: Принципы воплощения», которые по проблематике и объему материала пересекаются с темой, предметом и материалом настоящего исследования. Могли бы Вы точнее сформулировать, в чем именно заключается научный вклад Вашей работы по сравнению с указанными диссертациями? Рецензент: кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Шутко Даниил Владимирович