ОТЗЫВ научного руководителя Горячих В.В. на выпускную квалификационную работу по направлению 46.04.01 История (магистерская программа «История») Ильиной М.И. «Фильмы-оперы по классическому русскому оперному репертуару в советском кинематографе: история, черты жанра, трактовка первоисточника» Жанр фильма-оперы появился почти одновременно с возникновением звукового кино и является одним из старейших. В то же время, уникальность этого жанра заключается в его положении между искусством кино и оперным искусством. Это обуславливает междисциплинарный подход к его изучению, необходимость, как минимум, двустороннего взгляда на фильмы-оперы. На протяжении десятилетий существования жанра к нему обращались не только кино- и телережиссеры, но и критики и исследователи. Несмотря на известную разработанность проблематики жанра, до сих пор не существовало работы обобщающего плана, в которой рассматривалась бы история этого жанра в СССР. Это стало одной из задач ВКР М. И. Ильиной. Другая, до сих пор не решенная проблема – наличие нескольких противоречащих друг другу внутрижанровых классификаций, как и отсутствие единства в понимании используемой в искусствознании терминологии – фильм-опера, киноопера и т.д. Это задача также была поставлена в работе М. И. Ильиной и решена в виде предложенной автором собственной иерархии терминов и их толкования. Еще одна важная особенность, обеспечивающая новизну работы М. И. Ильиной, – опора на архивные материалы – режиссерские сценарии, документы, отражающие прохождение фильмов через съемочный процесс, и т.п. Автором впервые составлен перечень отечественных фильмов по русским классическим операм, что также является ценным для будущих исследователей жанра. Работа М. И. Ильиной безусловно не решает всех вопросов, возникающих в связи с историей жанра фильма-оперы в нашей стране. Ограничение материала исследования только фильмами по классическим русским операм, с одной стороны, позволило отчетливее прочертить некоторые важные для проблематики работы линии (в частности, истолкования русской истории и исторических лиц, интерпретации оперных сюжетов в новых общественно-политических условиях, влияния идеологии), с другой – оставило ряд вопросов открытыми. Это не является, на мой взгляд, недостатком работы, но, напротив, открывает перспективы дальнейшего исследования. Некоторые аспекты исследования могли бы быть проработаны более глубоко и представлены более развернуто – прежде всего, аспект кино-специфики анализируемых фильмов-опер. Отмечу и тот факт, что, к сожалению, ряд архивных материалов по независящим от автора причинам остался ему недоступен. Это также могло бы дать исследованию бо́льший охват. Более развернутым могло бы быть заключение работы. Несмотря на некоторые недочеты, считаю выпускную квалификационную работу М. И. Ильиной выполненной на высоком профессиональном уровне и соответствующей всем требованиям, предъявляемым к работам этого жанра. Работа М. И. Ильиной может быть представлена к защите. Доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры, кандидат искусствоведения /Горячих В.В./