Отзыв на магистерскую диссертацию обучающегося СПбГУ Гриккис Кристины Александровны по теме «Концепция национального романтизма в изобразительном искусстве Скандинавии в 1880-1920 годы» Диссертация К. А. Гриккис обращается к изучению самобытного, оригинального феномена в истории искусства XIX–ХХ столетия, а именно традиции национального романтизма в творчестве Скандинавских художников. Отметим, что предпринятое исследование Кристины Александровны, фактически является первой в отечественной науке попыткой предложить комплексное рассмотрение этого сложного и неоднозначного явления в истории искусства, на примере широкой выборки памятников как графики, так и живописи. В практике отечественных исследователей изучение заявленного вопроса находило лишь частное обращение на примере изучения отдельных творческих биографий. В этом контексте данная работа продолжает и развивает намеченные предшественниками пути, но существенно расширяет границы понимания явления самобытности в искусстве мастеров «школы» Северных стран. Во многом это позволяет молодому исследователю выдвинуть гипотезу об определенной самостоятельности скандинавской линии в европейском искусстве и выделить это направление из большой группы традиционно понимаемого «европейского романтизма». Специфика предмета, а также особенности историографической базы требовали от автора работы усердия на протяжении всего процесса написания диссертации. Структура представленного текста соответствует предъявляемым к подобного рода работам требованиям. Он дополнен содержательным приложением, наглядно иллюстрирующим осмысленный отбор изобразительного материала и предмета для научной аналитики в контексте заявленной темы. Следует отметить, что в работе с памятниками Кристина Гриккис прибегала к натурному обследованию живописи как в отечественных, так и, в основном, зарубежных музейных собраниях (Норвегия, Дания, Швеция). Большая работа, проведенная в рамках поиска, отбора, фотофиксации, анализа и систематизации значительного числа произведений живописи скандинавских мастеров, позволила магистранту создать существенное поле для аргументации собственных тезисов и выводов. Кристину Александровну как молодого исследователя характеризует высокая профессиональная подготовка в области истории и теории искусства. Характер диссертационной работы потребовал от нее основательных теоретических знаний, навыков работы с музейными и архивными материалами, приемов источниковедческого, историко-культурного исследования, а также понимания специфики исследовательской деятельности в междисциплинарном пространстве современного гуманитарного знания. Обращение к достаточно сложному, малоисследованному материалу интерпретации идей национального романтизма в Скандинавии и попытка представить его как целостное явление в истории искусства, обладающее исторической этапностью и специфическим чертами в своем развитии, неизбежно предполагало многообразие путей и стратегий исследования: поиск и анализ предметов искусствоведческого изучения, разыскания в фондах архивов и музеев, мемуарных источников и свидетельств современников, а также умение работать с научной литературой на различных языках. В данном случае следует указать на серьезную разработку историографии вопроса с привлечением основательного корпуса зарубежных источников, с которыми магистрант работал в библиотеках Норвегии. Отдельно следует отметить высокую культуру русского языка и владение профессиональной терминологией, которые отличают представленный текст. Выполненная диссертационная работа К.А. Гриккис носит завершенный характер, её представляется возможным считать успешной и рекомендовать к защите. Старший преподаватель Кафедры истории западноевропейского искусства, кандидат искусствоведения А.С. Ярмош