РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу на соискание степени Магистра по направлению 50.04.03 – История искусств магистерская программа – Искусствоведение (история искусств ) обучающегося СПбГУ Волосовой Дарьи Викторовны по теме «Художники семьи Гольбейнов». Магистерская диссертация Д.В. Волосовой производит весьма солидное впечатление, и представляет собой капитальный труд, состоящий из введения, трех глав, заключения, снабженный развернутыми примечаниями, обширной библиографией на русском и на западноевропейских языках и иллюстрированным приложением. Вынесенная к исследованию в диссертации проблематика обнажает один из наименее изученных пластов в зарубежном, и особенно в российском искусствознании: в отечественной научной традиции проблема целостного изучения мастерской Ганса Гольбейна Старшего, а также творчества его сотрудников, учеников и сыновей, никогда не ставилась и освещалась лишь спорадически. Между тем, именно эта мастерская положила начало ренессансному искусству в Аугсбурге, имперском городе, одном из крупнейших центров культуры и искусства первой половины 16 столетия на немецких территориях. Кроме того, поставленная цель – выделить Зигмунда и Амбросиуса Гольбейнов, их работы из продукции мастерской, исследовать особенности их творчества как отдельных представителей боттеги Ганса Гольбейна Старшего, – несомненно нова, поскольку личности Зигмунда не находится места даже в претендующих на всеохватность именитых словарных зарубежных изданиях по искусству (Grove Art и др.). Этим же качеством обладает попытка рассмотреть на работах мастерской стилистическую трансформацию от готики к Ренессансу, проблема, в наименьшей степени интересовавшая затрагивающих вопросы творчества мастерской ученых. В таком контексте становится очевидной новизна и актуальность представленной работы, восполняющей заметную лакуну не только в отечественной, но и в зарубежной науке. Особо следует подчеркнуть историографическую оснащенность диссертации. Внушительная библиография была тщательно освоена, при том, что уже ее составление может быть воспринято как серьезное достижение. Наиважнейшей заслугой работы является то, что диссертанткой был собран и систематизирован ранее разрозненный обширный материал, представляющий комплекс живописных и графических работ мастерской. Кристаллизация отдельных черт, определение стилистики, характерной для каждого отдельного художника, и даже попытка атрибуции ряда произведений свидетельствуют о самостоятельности и подчеркивают исследовательский характер работы. Комплексный метод исследования, в рамках которого используется не только формально-стилистический и иконографический, но и историко-культурный метод, давший возможность продемонстрировать условия заказа, позволяет разносторонне представить деятельность исследуемых художников внутри мастерской. Несмотря на то, что поставленная задача - выделение работ отдельных мастеров из общей продукции мастерской и извлечение из забвения личности Зигмунда Гольбейна, автор рассматривает явление шире, анализируя творчество мастерской Ганса Гольбейна Старшего как самостоятельного целостного организма, демонстрируя взаимосвязи и взаимовлияния между художниками, исследуя творческий метод, позволивший увидеть формы работы внутри мастерской. Вместе с тем, и, несмотря на то, что эта цель не была заявлена, представляется немаловажным показать истоки стиля и место этой мастерской в немецком искусстве эпохи Ренессанса понимая, одновременно, продукцию мастерской как коллективный труд. Так, учитывая родовую преемственность в цеховых традициях, Ганс Гольбейн Старший имел обширные родственные связи в кругу художников, работавших как в Аугсбурге, так и в близлежащих немецких городах. Лишь вскользь упомянутый в работе скульптор Михаэль Экхарт, был дядей Гольбейна Старшего по маминой линии, и мог поддерживать Гольбейна и оказывать влияния на племянника. Предположительно, Гольбейн работал с ним над Вайнгартенским алтарем в Ульме; явные стилистические связи открываются при сопоставлении ранних алтарных произведений Гольбейна Старшего и выполненного на год позже Махаэлем Экхартом и его двоюродным братом Георгом Экхартом алтаря в бенедектинском монастыре Блаубойрена (1493-94), в особенности боковых створок. Георг Экхарт, вместе со скульптором и резчиком Адольфом Даучером, сотрудничали с мастерской Гольбейна при работе над Кайсхаймским алтарем. Учитывая распространенность типа алтарей-киосков, в Германии традиционным считалось активное взаимодействие между живописными и скульптурными боттегами. И, таким образом, не только нидерландскими влияниями можно объяснить тягу Гольбейна к изображению иллюзорной имитации резных арок алтаря и архитектурных деталей внутри композиции. Интерес к иллюзорной архитектуре, разившийся в дальнейшем в работах Гольбейнов, а также к монументальным композиционным построениям, мог быть почерпнут и из произведений старшего мастера – Михаэля Пахера, работавшего в Брунеке и Зальцбурге, находящихся в непосредственной территориальной близости от Аугсбурга. Кроме того, Аугсбург - самый космополитичный город Германии, особенно в отношении итальянских влияний: сюда приезжали многие мастера, которые могли оказать влияние на мастерскую и напротив, испытать ее воздействие. Сделанные нами уточнения и рекомендации отнюдь не умаляют значимости, самостоятельности и качественности проделанной Д.В. Волосовой работы. Поставленная задача, независимо от своей сложности, нашла свое решение в магистерской диссертации, которая, несомненно, заслуживает самой высокой оценки. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ Истомина Н.А. 12 мая 2017