Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Волосовой Дарьи Викторовны "Художники семьи Гольбейнов" Художники немецкого семейства Гольбейнов всегда находились в тени славы знаменитого портретиста Ганса Гольбейна Младшего. Это касалось и его отца, Ганса Гольбейна Старшего и, особенно, его брата Амброзиуса и дяди Зигмунда. И если творчество Ганса Гольбейна Старшего в настоящий момент исследовано в достаточной мере, этого нельзя сказать о двух других (помимо, конечно, Ганса Младшего) представителях семьи. Между тем, Амброзиус является одним из интереснейших мастеров немецкого Возрождения, чье творчество остается крайне мало изученным. В частности, в отечественном искусствознании нет ни одной монографии или научной статьи, посвященной этому художнику. Сложнее определить личность Зигмунда Гольбейна, от которого не сохранилось ни одной достоверно документированной работы. Этой проблемой практически не занимались даже западные исследователи. Заполнить данные пробелы призвано исследование Д.В.Волосовой. Д.В.Волосова тщательно изучила историографию вопроса. Автор работы ознакомилась с произведениями в подлинниках, исследовав как отечественные, так и зарубежные музейные собрания. Она работала в библиотеках, архивах и музеях Аугсбурга и Базеля – городов, навсегда связанных с семейством Гольбейнов. К достоинствам исследования Д.В.Волосовой следует отнести несколько моментов. Рассмотрев продукцию мастерской Ганса Гольбейна Старшего, Дарья Викторовна смогла выделить стилевые особенности работ мастера и его подмастерьев, к числу которых принадлежал и Зигмунд Гольбейн. Д.В.Волосова сделала смелую попытку обозначить творческую индивидуальность Зигмунда и выявить, по ее мнению, принадлежащие ему работы. Осторожные выводы о манере Зигмунда можно принять как определенный результат и задел для будущей атрибуционной работы. Автором были также уточнены атрибуции работ А.Гольбейна и произведена идентификация лиц, изображенных на его портретах. Д.В.Волосовой был проведен вдумчивый анализ стилистики произведений Амброзиуса, чей стиль справедливо был признан самостоятельным и новаторским для той эпохи. В выпускной квалификационной работе Д.В.Волосова, на наш взгляд, сумела раскрыть особенности живописного и графического творчества художников семейства Гольбейнов. Выводы автора отличаются самостоятельностью и взвешенностью. Мы полагаем, что выпускная квалификационная работа Д.В.Волосовой, несомненно, состоялась и может быть допущена к защите. Доцент кафедры истории западноевропейского искусства Санкт-Петербургского государственного Университета, кандидат искусствоведения М. А. Костыря